Мировое древоОчередной шедевр студии GIBLI рассказывает нам мифическую историю о летучем острове, к которому якобы отсылает множество древних текстов (в мультфильме называются Махабхарата и др.), а также к книге Джонатана Свифта 'Путешествие Гулливера', где в третьей части мы на самом деле встречаем упоминание Лапуты. Известный персонаж Гулливер посещал этот остров, после чего отправился в Японию. Именно это и сподвигло Хаяо Миядзаки к созданию этого доброго мультика о любви к природе, её одухотворенности, дружбе и честности.
Мультфильм буквально напичкан аллюзиями, настолько, что к нему применимо постмодернистское понятие интертекстуальности. Тут и тексты древних цивилизаций, и азбука Морзе, и отсылки к современной автору японской культуре. Это очень серьёзный мультфильм, который может доставить удовольствие литературоведам и кинокритикам, если они станут разбирать его на предмет многочисленных отсылок и символики.
Однако он придётся по вкусу и неискушенному зрителю. Перед нами история детской любви и преданности, позавидовать и поучиться которой могли бы многие взрослые. Главные герои - принцесса Сита с острова Лапута и мальчик-шахтер по имени Пазу. И шахтёрская тема тут неспроста.
В 1985 году в Уэльсе прошла волна шахтёрских забастовок, Миядзаки видел это своими глазами. Множество рабочих восстали тогда против тогдашней системы оплаты труда, против произвола начальства. Пазу - ребёнок, однако он умеет чинить машины, легко управляется с летательными средствами, очень изобретательный и смелый для своих лет. То есть, в мультфильме упоминается детский труд, но упоминается он не как что-то плохое, а как пример удивительной стойкости духа и тела. Миядзаки показывает нам ребёнка, рано выросшего и сформировавшегося в личность под воздействием труда.
Другая линия, для Миядзаки частая, это противопоставление цивилизации и природы. На Лапуту стремятся пираты (хотя мы видим их арку, они меняются в лучшую сторону под влиянием Пазу и Ситы, их трогают их отношения и неравнодушие к судьбе природы летающего острова), высаживаются с целью наживы солдаты и начинают грабить остров.
А сама по себе Лапута - место сакральное, там сосредоточена невероятная мощь, и сила эта - добрая. Люди покинули планету из-за вражды кланов правителей острова. Добро тут с кулаками. Остров должен остаться мечтой и нетронутой сказкой, цветущим садом, а поэтому он теряет всю свою боевую мощь, когда его покидает принцесса.
Создавая архитектуру летающего острова, состоящего из трёх рядов стен, уменьшающихся в диаметре, цитадели, увенчанной гигантским деревом, и стеклянного купола в саду, Миядзаки находился под влиянием картины «Вавилонская башня» художника Питера Брейгеля Старшего и снятого в 1927 году фильма «Метрополис» Фрица Ланга, а так же образа мирового древа, которое упоминается почти во всех мифологиях всех стран (Иггдрасиль у сканидинавов и т.д.). Обращает на себя внимание и символика названия корабля, на котором летят к Лапуте военные - Голиаф.
Если вспомнить Ветхий Завет, этим именем был наречен огромный филистимлянский воин, потомок великанов-рефаимов. Будущий царь Давит победит Голиафа, ознаменовав переход к новой цивилизации (новому витку верований).
Так что, список аллюзий здесь огромен.
Но можно смотреть мультфильм не напрягаясь. Там много лирики, детально прорисованная природа, а ещё, что немаловажно и будет полезно для детей, утверждаются правильные ценности: дружба, поддержка, сострадание, любовь к природе и всему живому, стойкость духа, смелость, самопожертвование. А ещё там прекрасная музыка!
Прекрасный мультфильм для всей семьи!
10 из 10