Так кто герой и кто злодей?Примерно такой вопрос можно сказать при просмотре этой экранизации средневекового эпоса. Наткнулась я на этот шедевр абсолютно случайно и не пожалела. Я бы даже сказала, что этот мультфильм сделан русскими, а именно, легендарным Владиславом Старевичем, только во Франции, поскольку не хватило финансирования. На одну подготовку ушло 10 лет! Вышел «Роман о Лисе» в 1930-м году и произвел не хилый фурор, ибо персонажи вышли настолько живыми и приближенными с помощью антропоморфности к настоящим людям, что любой уважающий себя киноман обязан посмотреть его.
«Роман о Лисе» — это набор древних средневековых (в частности, Франции и Германии) сказок о похождении хитрого лиса и его победы над волком Изенгрином (красивое имя, кстати). Наиболее известна версия Иоганна Гете, по которой и был очень близко снят данный мультфильм.
Эти сказки, прежде всего, являлись очень едкой и очень смелой сатирой на представителей власти и церкви, а Рейнеке (хитрый лис) стал своего рода символом хитрости, бесстрашия против этих чиновников, а также победы ума над силой. Но не все так гладко. Несмотря на очень близкий к первоисточнику сюжет, мультфильм умело избавляется от особо жестоких и несправедливых сцен, которыми буквально прудил рассказ Гете. Однако передать атмосферу он смог великолепно. Я в буквальном смысле была под впечатлением от сего кинополотна, настолько мне он понравился.
Основной уклон сюжета держался на лжи и оправдании, а также выяснении — кто прав, а кто нет. Конкретных причин на мотивацию Рейнеке нам не дают. Насколько я помню, в французском изложении (которое было куда мягче и куртуазней) весь сыр-бор произошел лишь из-за того, что лис не пришел на пир к королю, чем рассердил последнего и непроизвольно сподвиг Изенгрина строить ему козни.
В версии Гете, и в мультфильме тоже, все гораздо мрачнее и циничнее (особенно сдирание со зверей шкуры и сшитие из всего этого «непотребства» предметов одежды). Каждому может понравиться как этакий борец обводит вокруг пальца людей, которые кичатся своей властью и вседозволенностью, но тогда встает вопрос — а лучше ли этот борец тех, с кем он борется? Посмотрите сами. Каждый из персонажей по сути набор всех свойственных человеку недостатков. И этот фильм куда многограннее, чем может показаться на первый взгляд.
Лев Нобль (его имя переводится как «благородный», что иронично) вроде должен быть воплощением силы, мудрости и выше написанного благородства. На деле же он тщеславный и горделивый самодур, верящий каждому и где по-выгоднее. Его жена, королева Львица, по сути воплощение грации и великого ума. А на деле это символ обжорства. Священники, изображенные зайцами и ослом Бодуэном (самым главным в их цепи), символизируют трусость, лживость и мнимую слабость, а также то, как они пользуются своим статусом неприкосновенности. Медведь Брен глуп и наивен, кот- любовник королевы, несмотря на довольно хорошее умение петь, тот еще ловелас и лизоблюд. Волк Изенгрин и его семья (которые, однако, ни в чем не виноваты) грубы, жестоки, свирепы полагаются на свою силу. Все они представители трех ступеней Средневековья — королевская знать, феодалы и духовенство. И все они не черные и не белые, но никто не является положительным героем. Им не будет наказания, они паразиты и разорители, могут убивать кого захотят, но отличаются от Лиса лишь одним. Вернее, он отличается от них.
Должна сказать, Рейнеке не подходит на роль «традиционного» протагониста. Вообще, нельзя сказать, кто он вообще — герой или злодей? Он коварный плут, убийца, развратник, пройдоха, изворотливый мерзавец, вор и обманщик! Как вам такое может понравиться? Если воспринимать его как злодея, то Рейнеке, пожалуй, один из гениальнейших плохих парней в истории литературы. Он коварен, умен, целеустремленный, ловкий, смекалистый и находчивый. В конце концов, он добивается своего. Единственной его положительной чертой является то, что он со всем трепетом заботится и любит свою семью. С другой же стороны, многие его «злодеяния» могли быть скомпрометированы или придуманы его злейшими врагами, чтобы получить уже «официальное королевское разрешение для охоты на Лисицу, которая при помощи «лжи во спасение» заставит Нобла снять для исцеления волчью шкуру» (отсылка к французской и фландрийской басни). В отличии от остальных зверей, он обладает умом и не имеет высшего статуса. Он сгусток всего того, в чем они все погрязли, и чего они не смогут победить в себе. Так что именно этой недосказанностью и цепляется история.
Касаемо стиля. Мультфильм кукольный и один из тех единичных случаев, в котором куклы сделаны приятными, реалистичными и не раздражающими. И именно эта антропоморфность вместе с черно-белым цветом дает мультфильму свой уникальный шарм и особую атмосферу. Движения пластичны и в гармонии друг с другом. Музыка тоже добавляет эпичности происходящему.
Единственным, на мой взгляд, недостатком можно назвать абсолютно неудачный голос для Рейнеке. Во Всемирной паутине есть только на французском языке, хотя были упоминания про немецкую версию. Персонажу абсолютно не подходит такой голос. Очень часто восприятие всей натуры персонажа работает и обогащается благодаря внешности и голосу. Его голос должен быть манящим, вызывающим тревогу и доверие одновременно, сладким и лживым. Если вы знаете голоса Тима Карри ("Шоу ужасов Рокки Хоррора») и Скипа Хиннанта ("Кот Фриц»), попробуйте синтезировать их. Получившийся голос и будет идеально подходящим для Рейнеке.
10 из 10
Однозначно шедевр, чей вклад в кинематограф не должен забываться.