ПРОСНИСЬ! ПРОСНИСЬ!Вымышленные действия фильма происходят во время реальных событий, имевших место в Италии в феврале 2009 года и всколыхнувших всю страну. А именно: 9 февраля 2009 года наконец-то отключили искусственное поддержание жизни Элуане Энгларо, что вызвало ее естественную смерть.
Немного истории:
В далеком 1992 году 21-летняя Элуана, потеряв контроль над автомобилем из-за гололеда, врезалась в стену, получив сильные травмы головы и перелом позвоночника, который вызвал немедленный паралич всех четырех конечностей. На момент прибытия скорой помощи девушка была в коме. После нескольких месяцев в реанимации Элуана вышла из комы, но из-за обширных и необратимых повреждений головного мозга, была объявлена находящейся в вегетативном состоянии. По заявлениям семьи Энгларо, как только они поняли, в каком отчаянном состоянии находится их дочь, родители начали просить медиков прекратить любое медицинское вмешательство. Отец Элуаны начал просить судебного разрешения на отключение искусственного питания и прекращения лечения дочери начиная с 1999 года. Этот процесс дошел до Верховного Суда, который в марте 2006 года отклонил требования семьи Энгларо, ссылаясь на процессуальную ошибку. По указу от 9 июля 2008 года Апелляционный суд Милана разрешил отцу, как опекуну, прервать принудительное питание, поддерживающее жизнь его дочери Элуане. Это судебное решение вызвало различные споры, манифестации, протесты, встречные иски по всей стране. В итоге, после долгих 17 лет борьбы за право на естественную смерть, 9 февраля 2009 года в 19:35 Элуана наконец обрела покой.
Таким образом, история Элуаны Энгларо сначала в СМИ, а потом и в политике, вызвала в Италии обширные дискуссии по вопросам окончания жизни.
О фильме:
Эта история настолько впечатлила самого Марко Беллоккьо, что он решил снять фильм и даже написал сценарий. В своих интервью он неоднократно говорил, что симпатизирует отцу Элуаны и считает его настоящим героем. Решив снять кино о тех настроениях, тех днях, в то же время он не имел намерения создавать фильм о деле Энгларо, рассказывать про разные позиции и взгляды на эту историю. Лента Беллоккьо лишь вскользь задевает всю эту историю, оставляя ее на заднем фоне в виде декорации для страданий и размышлений главных персонажей, которые имеют жизненный опыт, в той или иной степени, общий с драмой Элуаны.
Еще до выхода фильма велись споры, предпринимались попытки сорвать проект, так как многие ожидали (боялись, предвкушали), что он будет про такую тяжелую тему как эвтаназия. Но на самом деле фильм получился о персоне, о любви, о вере, о выборе, о человечности. Думали, что фильм будет о находящейся в коме Элуане. Но в фильме, помимо Элуаны, полно других спящих красавиц и красавцев, которые пробуждаются сами, или их пробуют разбудить другие. Можно сказать, что они все находятся в коме: эмоциональной коме, коме идей, коме личности, коме обстоятельств. Да, «Спящая красавица» напрямую касается вопроса о жизни и смерти, о выборе между жизнью и смертью, но это фильм скорее о жизни.
Все 4 истории, рассказанные режиссером, начинаются неспешно, со временем все сильнее приковывая внимание зрителя. Возрастает внутреннее напряжение, волнение за героев. Хочется, чтобы все закончилось хорошо. Очень жаль парня Роберто, который желает освободиться от своей «ноши», убежать от своего «кошмара». Также жаль мать-актрису, «увязшую» в своей вере, в своем желании чуда для дочери, что она не видит больше ничего вокруг, не понимает, как в ней нуждаются другие. Вызывают восхищение доктор, взявшийся спасать «заблудшую овцу» и политик, решивший пойти против партии ради своих убеждений.
Очень понравилась игра актеров, они действительно смогли выразить все те эмоции и терзания, бурлящие внутри. Им веришь, сочувствуешь, понимаешь (даже если не разделяешь их точку зрения). Отличная красивая музыка.
Не шедевр, но очень хороший сильный фильм, который лично во мне всколыхнул бурю эмоций и заставил задуматься о многих вещах. Поэтому, залуженная
9 из 10