«Я не буду рисовать смерть, войну и болезни. Этого и без меня много в мире»Картина
«Ренуар. Последняя любовь» 2012 г. (Renoir) рассказывает о конечном периоде жизни великого импрессиониста, жившего с семьёй на Лазурном береге, в усадьбе les Collettes с 1907 до самой смерти (1919).
Итак, 1915 год. Художнику уже за 70, и он серьёзно болен, почти не может ходить и страдает от резких приступов артрита.
Мишель Буке необыкновенно похож внешне на своего персонажа и, на мой взгляд, прекрасно сыграл эту сложную натуру. Что есть мир Ренуара? Мир старика, доживающего свои последние дни, беспомощного, жалкого и отрешённого от мира? Нет.
Его мир — это яркие краски, это жизнь, борьба за каждый день, это солнце и оливковые деревья, ветер с моря, голубое небо, это страсть и счастье, восхищение женщиной, восхищение красотой и сочностью природы! Как Ренуар говорит в фильме: «Я не буду рисовать смерть, войну и болезни. Этого и без меня много в мире». И вправду: идёт первая мировая, на дороге видны машины с ранеными, любимый сын художника возвращается с фронта навсегда хромым, но в имении всё это исчезает, уходит на задний план перед незыблемой красочной жизнью леса, ручья, моря и одной женщины…
Она была последней моделью художника, последней искрой, зажёгшей в нём огонь вдохновения, заставившей его творить и осознать его же собственную истину:
искусство дороже всего. Можно сколько угодно не соглашаться со взглядами Ренуара: с его подчинением обстоятельствам, с его закрыванием глаз на страдания человечества, с его жертвованием собственным здоровьем ради живописи, с его неумением выразить чувства словами. Но это будет напрасно, потому что не будь он таким, не были бы такими его картины, погружающие в свой детский, беззаботный мир наслаждения и преклонения перед прекрасным!
Молодую рыжеволосую модель с двумя именами (Андре и Катрин) полюбил не только старик Ренуар, но и его сын Жан, вернувшийся на лечение после войны. Его любовь — это любовь мальчика, искренняя, чистая и всё таки сильная, впоследствии изменившая всю его жизнь (подчинившись мечте своей возлюбленной, а в будущем и жены, он посвятил себя кинематографу, став величайшим режиссёром).
Венсан Ротье обворожителен в роли повзрослевшего мальчика, нерешительного, иногда робкого, пока не определившегося, кто он, но живущего в согласии с сердцем. В некоторых сценах он напоминает девушку своими тонкими чертами лица, аккуратно очерченным носом, невысоким ростом.
А вот юная модель Андре —
символ женщины, символ пышущей жизнью природы, с её ярко-рыжими волосами, соблазнительной улыбкой, любовью к красным овощам и фруктам, горячностью, даже бесцеремонностью и самоуверенностью. Её не назовёшь приятной героиней, но чувствуешь, что перед её жизнелюбием и страстностью сложно не встать на колени. И по факту Андре — единственная, кто оживляет всех вокруг: и немного презирающих её гордость слуг, и восхищающегося её тициановскими формами и волосами Ренуара, и нуждающегося в её решительности Жана…
Фильм «Ренуар. Последняя любовь» для меня
прекрасен в первую очередь визуально: цвета картины, красочные акценты на яркие чистые тона — всё это так напоминает полотна самого художника, будто оживляет их. Иногда складывается ощущение, что ты смотришь на процесс создания давно известных тебе шедевров из-за кулис, подглядывая, как ложится каждый мазок. Стоят упоминания костюмы, за которые картина получила
премию Сезар. В первую очередь это одежда Андре: красный халат, оранжевая юбка, белые блузки, соломенные шляпы с цветами — квинтэссенция всех портретов Ренуара.
Мне сложно оценивать операторскую работу, но я пытаюсь заставить себя обращать на это внимание. К примеру, проста и гениальна финальная сцена: служанка в саду учит ребёнка ходить, а за ними из окна наблюдает Огюст Ренуар, сидя в инвалидном кресле. Мы видим его задумчивое лицо. Конец. Так мир цикличен: смерть рождает жизнь; теория Ренуара о царствии и победе жизни оказывается правильной…
Конечно, есть явные недосказанности в сюжете, как будто о некоторых персонажах и их проблемах просто забыли: взаимное непонимание старика и его младшего сына Коко, отношения между заботливой Габриэль и пожилым живописцем, происхождение Андре и тд. Все эти белые пятна немного портят пестроту кинополотна, но не уничтожают его, потому что в фильмах про живописцев, так же как в их жизнях, слова ничтожны перед кистью, перед визуальным образом, потому что только ею они умеют выражать свою любовь.
9 из 10