Островок пастельных тоновОднажды незнакомка из неоткуда перешагнула порог дома престарелого великого художника Огюста Ренуара. Рыжеволосая, необыкновенная, словно из другого мира она вовсе не изменила быт гения импрессионизма, а лишь привнесла необходимые детали, последние штрихи, новые оттенки. На закате своей жизни Ренуару посчастливилось найти лучшую свою натурщицу, чтобы посвятить ей, ее рукам, хотя вернее всему человечеству, последние картины. Через немыслимую боль, преодоление себя, вынужденное отстранение от семья в пользу искусства, он в очередной раз чувствует себя»… пробкой, которую несёт по волнам…», полностью отдаваясь их воле. Она же здесь вовсе не волны, не ветер, не причал, от которого стоит оттолкнуться. Скорее небо, солнце, звезды, которых днем не видно, но которые ясно сохранились в сознании художника яркими, выделяющимися точками на темном небосклоне. Возможно, от Нее Он черпал вдохновение, но скорее Она служила лишь предметом для адаптации на холст уже имеющихся мыслей, задумок мастера. Без Неё у Ренуара, возможно, ничего не получилось бы, ибо она как незабвенное, неоднозначное, но мимолетное явление, словно подарком свыше однажды оказалось на пороге дома выдающихся Ренуаром, оставив глубокий след в их памяти на долгие годы.
Средний сын Огюста Ренуара, Жан, вернувшись раненным с войны, также как и свой отец влюбляется в удивительную красавицу. Но это уже другая любовь, другая история. С огромным уважением к отцу и его деятельности, с явным пониманием всего величия своего выдающегося родителя, Жан относит себя на второй план. Напрасно, ведь он будущий великий режиссер, удачно выбившийся из тени Огюста Ренуара. Жан не разделяет мировоззрение и самоопределения отца, как пробки на волнах океана. Он не боится принимать решений, не боится делать выбор. Во многом это заслуга войны, на которой парень оказался в крайне раннем возрасте. Несмотря на твердость характера и трактуемые войной взгляды на жизнь, Жан не перестает восхищаться прекрасным, а главное он умеет это прекрасное искать и находить.
После войны Жан попадает в импровизированный «островок пастельных тонов», мир полнотелых купальщиц и дивной природы, где женщины его буквально носят на руках, а сам он волен быть свободным, подобно ветру. В этой сказочной, прекрасной вселенной пожилого Огюста Ренуара Жана и натурщицу Андре взаимно тянет друг к другу, как выходцев из другой, внешней среды. Это может напоминать любовный треугольник, но слишком банально для Ренуаров. Это просто женщина в жизни отца и сына, которая необходима, обоим, как воздух. Одному, чтобы творить, другому чтобы жить.
Живопись, в принципе, дано понимать не многим, избранным. Уникальным ценителям прекрасного, способным находить и видеть то, что порой не заметил в своих работах сам мастер. Поэтому фильм «Ренуар. Последняя любовь» — монотонное, однообразное зрелище, некоторым покажется растянутым, скучным, непонятным. Другие же, найдут в нем источник вдохновения, мысли, «кабинет редкостей», где запрятаны не только философские труды, но и реальные исторические факты. Фильм, как средство привлечения внимания к трудам и достижениям семейства Ренуаров. Это действительно красивое кино, которым следует просто наслаждаться. Все остальное впоследствии придет само.