Второй фильм Жижека из серии «The Pervert`s Guide To …» определенно вышел лучше в техническом плане. Декорации, в которых он ведет свое повествование стали точнее соответствовать фильмам, о которых он говорит. Само повествование стало более простроенным: если раньше взаимосвязь фильмов, которых он приводит в пример была очень слабой и притянутой за уши, теперь же один вывод плавно перетекает в начало объяснения следующего, один фильм действительно соответствует другому, в контексте речи Жижека.
Проблема, которую не исправил второй фильм — это содержание. Возьмем для примера первую же рассматриваемую в данном фильме картину «They Live» Карпентера. Затянутую сцену драки главного героя с его другом из-за нежелания последнего одеть очки, показывающие истинный смысл окружающего мира, Жижек объясняет тем, что этот друг осознает, что ему будет больно увидеть мир таким, какой он есть, что он, предчувствуя страдания от утраты иллюзий, так долго сопротивляется. В то же время есть и другое объяснение этой затянутой сцене драки: актер, исполняющий роль Джона Нада в реальной жизни рестлер, поэтому он собственно был выбран на эту роль, и режиссер просто использовал его умение зрелищно драться. Жижек может и знаток психоанализа или марксизма, но основополагающий философский принцип «бритвы Оккама» в своих толкованиях он часто забывает.
Поэтому, когда в девятой симфонии Бетховена философ отыскивает критику идеологии становится просто смешно, как он множит сущности без надобности. В самом деле, откуда Бетховену знать, что через сотни лет его музыка будет связана с чем-то идеологическим?
Другие его мысли чуть более логичны, такие как разъяснение погромов в Лондоне 2011 года и массового убийства Брейвика или преподнесение своей точки зрения на природу нацизма и капитализма посредством отсылки ко все тем же фильмам или музыке. В любом случае отсылки к событиям в реальном мире, а не зацикливание на одних только фильмах в попытке рассказать об абстрактных вещах это уже шаг вперед.
Я не пытаюсь сказать, что не согласен со взглядами автора, потому что он неправ, как и в предыдущем фильме Жижека «Киногид извращенца» в его измышлениях можно найти рациональные зерна, но то, как он пытается донести свою точку зрения используя элементы массовой культуры не выдерживает никакой критики. Ну, в любом случае, послушать было интересно.