Уже давно извращено Все голливудское кино. Прописано ему леченье: Славоя Жижека прочтенье.Ретроспективно вглядываясь в историю человечества легко заметить сколь заметную роль в ней сыграли философы, мыслители, литераторы, ученые, которые зачастую уживались в одной гениальной личности, двигавшей вперед развитие цивилизации. Цари, священнослужители высшего ранга писали им благодарственные, восторженные письма. Вся нация хвалилась тем, что у нее имеются такие столпы мудрости как Лейбниц, Декарт, Кант. Конечно, были и другие. Жившие «в подполье», из которого и кропали свои записки (Шопенгауэр, Ницше, Спиноза). В любом случае, очевидно, противостояли они идеологии современности или развивали ее, но они все-таки были связаны с ней и с миром в целом. Но что делать философу в мире с мобильной, вечно ускользающей идеологией, поглощенной развитием масс-медиа и средств коммуникации. Как он может пискнуть хоть что-то оригинальное сквозь непробиваемую толщу всепоглощающей масс-культуры? То, что недавно казалось даже немыслимым стало реальностью. В массы пришел Жижек.
Не стоит думать будто К. И. некое единственное в своем роде озарение в карьере философа. Ведь чуть ли не половина всех его литературных трудов касается исключительно кинематографа (вторая — политики). Причем кинематографа массового. Хотя само слово массовый имеет множество трактовок, ясно одно — эти фильмы мы видели, и мы их знаем. Чего мы не знаем, так это какие скрытые механизмы, неявные идеологические постулаты в них заключены.
И тут мы подходим к одной из самых критичных позиций Жижека, за которую его чаще всего обвиняют в однобокости. Почти все фильмы он трактует, используя Лакано/Марксовский инструментарий. Для справки. Лакан — пожалуй последний из самых серьезных теоретиков психоанализа нового времени. Развивая идеи Фрейда в адаптации к современности, он достиг поистине небывалых высот в объяснении принципа реальности, желания и фантазии. Ну, а Маркс — верный помощник Жижека во всех вопросах, касающихся политики (лучше него капитализм, объявший уже весь мир, пока не объяснил никто). Короче это наиболее прогрессивные и информативно богатые теории современности, способные помочь постигнуть реальность и то, что есть ее противоположность. На мой взгляд нападки детерминируются не якобы «извращением» философии, а тем, что Жижек отважился на такую решительную интерпретацию.
Ведь давно уже следует понять, что мысль о том, будто фильм тем гениальнее, чем четче и яснее в нем прослеживается прямая, неукоснительная и ясная авторская позиция — полная чушь. Напротив, дискурс фильма тем богаче и полновеснее, чем больше он допускает интерпретаций (может он только и оживает единственно благодаря ей). Поэтому Жижек так часто останавливается на фильмах Линча, считая его настоящим гением современности. Другой именитый мастер кинематографа — Альфред Хичкок тоже становится объектом пристального «взгляда» философа, буквально реанимирующего черно-белые фильмы 50-летней давности, утверждая при этом, что за все протекшее время, лучше ничего и не придумали. Ведь очевидно, что взгляд камеры (как точки зрения объекта, персонажа, Бога) был доведен Хичкоком до совершенства. И в его фильмах действительно много материала.
В анализе же всякого рода блокбастеров и поп-кино, интереснее всего наблюдать за механизмами скрытых политических мессаджей и идеологии капитализма. Почему американцы так боятся акулы из «Челюстей»? Это абсолютный Другой, коим в Голливуде частенько выступает СССР (и Россия — Джон Уик (2015), Великий Уравнитель (2015)). Почему Аватар носит фальшивую маску (аватар) коммунизма? Почему пролетарий Джек из «Титаника», скрывается в темных водах Антарктиды, а буржуазная Кейт Уинслет доживает до 100 лет? Многие и многие вопросы находят у Жижека… не ответ, а скорее свою интерпретацию.
Итак, философия не умерла, а адаптировалась к современности и ее вкусам. Собственно, может быть, именно благодаря таким новаторам как Жижек, люди начинают удивляться пестроте и разнообразию того, что, казалось бы, имеет самую банальную и повседневную окраску. А как говорил старик Монтень: «Философия начинается с удивления…»