Если бы фон Триер снимал «Меланхолию» в стиле «Любовь и голуби»"- А про что фильм?
— Ну, вроде как русский артхаус, но он очень добрый.
— А, тогда это авторский сюр, значит можно попробовать.»
До Нового года чуть больше месяца, футбольные фанаты в трауре, а нас очередной экватор недели привёл привычными тропами на «Другое кино» в «Правда-кино». В эту среду нам предложили оценить картину «Отдать концы» российского режиссёра-дебютанта Таисии Игуменцевой. В 2012 на Каннском кинофестивале начинающий режиссёр получила приз программы Cinefondation за короткометражку «Дорога на…», в этом году на том же кинофестивале «Отдать концы» был полностью раскритикован, но затем на «Кинотавре» номинирован на лучший фильм, потому просмотра ожидали с особым нетерпением, чтобы понять кто был справедлив.
Дабы избежать долгих уходов от основной темы скажу сразу — милое название картины это игра слов и не более, возможно не самое удачное, но «так увидел автор». Повествование в полу-сказочном жанре о некой деревне N, куда добраться можно только на пароме. Жителей в деревне немного — 2 семьи(одна с детьми, другая без), одиночки — дед с коровой, да бабка с собакой, и два харизматичных затворника — физик-изобретатель и овдовевшая служительница муз, несущая творчество в массы. Незамысловатые бытовые ситуации и чувства героев обыгрываются будто отзеркаливая среднестатистическую семью. Но вдруг словно оракул «голубой экран» возвещает о конце света, который грядёт не много ни мало, а завтра в полночь. Дальнейшие события начинают напоминать «Меланхолию» фон Триера, «Любовь и голуби» Владимира Меньшова и любое игровое кино комедии положений и «неожиданными» клише одновременно, если всё это активно смешать и полученную смесь поднести к свету.
Исполнитель одной из главных ролей Максим Виторган объясняет, что «к ленте «Отдать концы» нужно отнестись как к наивному искусству — редкой для отечественного кино авторской стилистике, которая не терпит слишком строгого подхода и высоколобой критики.» Как бы то ни было предложенная карикатурность аппокалиптичной тематики носит маску мирной сатиры, а не бездумного веселья (как это может показаться), именно это подкупает и отвлекает от недостатков.
Не хочется долго говорить об актёрах и их игре — она была хорошей, но в подобной ленте важен, как не странно, сам ритм событий и их активное развитие — остальное вопрос восприятия зрителя. В конце концов, финал сюжета приводит нас к морали басни о том, что, хоть все мы только собаки смотрящие на падающую воду и каждый день может стать последним, но вечные ценности и семья возвращают чувство целостности и смысла.
Финальная песня — «Кто тебя выдумал, звездная страна», детская улыбка у меня не сходила ещё часа 2 после просмотра. Показание к применению: смотреть для поднятия настроения, если очень надо отвлечься и разгрузить мозг, если за окном ноябрь, и до Нового года ещё больше месяца.