Ах, мамочка, зачем?!Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети… А иногда потеряться не просто очень хочется, а жизненно необходимо. Рано или поздно мы все должны покидать родительское гнездышко — жалок засидевшийся под материнским крылышком птенец-переросток. Он сам стыдится своего унизительного положения, рвется наружу, страдает. В конце концов невозможность оторваться от матери становится настолько невыносимой, что может привести несчастного к самоубийству или…
Мать 30-летнего Фернандо сломала сыну жизнь. Разросшийся до размеров злокачественной опухоли Эдипов комплекс вкупе с непререкаемым авторитетом матери и ее унижающей любовью сделали из взрослого мужчины закомплексованного извращенца, застрявшего в развитии между 6 и 17 годами, взирающего на мир испуганными глазами пойманного в капкан лисенка, опудерившегося со страху. И когда клетка неожиданно приоткрывается изящной женской ручкой и у «малыша Дидино» впервые появляется шанс вырваться из кандалов материнской опеки, мать развязывает настоящую войну, лишь бы ее мальчик всегда оставался при ней. Живой или мертвый.
Честно говоря, при словах Лючано Сальче и Паоло Вилладжо приходит на ум другое кино. Ведь именно Сальче ответственен за первую часть бессмертной саги о Фантоцци, появление которого было бы невозможным без гениального Вилладжо, придумавшего и воплотившего в жизнь самого хрестоматийного неудачника итальянского кино. Этот фильм тоже назван комедией, и я ожидал увидеть что-то с нотками грусти, но обязательно смешное. Но такой оплеухи я не ожидал.
Это жестокий, тяжелый и страшный фильм, в котором на примере одной семьи показана вся вырождающаяся итальянская аристократия, а также исследованная многими психиатрами трагедия детей, не способных оторваться от матери и матерей, влюбленных в свои чада пугающей, неприемлемой любовью, выходящей за рамки отношений «мать-сын».
Сердце разрывается, когда видишь вполне взрослого мужика, которым манипулирует властная и бескомпромиссная мать. Стыдно смотреть на старую женщину, которая пускается на самые подлые и лицемерные авантюры, чтобы унизить своего сына и лишить его всякой надежды на счастье. Больно видеть эти возмутительные, нездоровые отношения, в которых мать и сын — то ли влюблены друг в друга до сумасшествия, то ли ненавидят друг друга до одури, но уж точно не способны понять, чего друг от друга хотят. Страшно и неприятно смотреть на эту любовь на грани инцеста… Не хочется верить в родительский эгоизм, принявший такие уродливые формы!
Родители — всегда эгоисты. Как и дети. Немногие могут действительно бескорыстно любить своих детей. Они всегда что-то ждут от них. Некоторые — продолжения себя. Другие стремятся через детей достичь успехов, которых не достигли сами, некоторые растят себе опору в старости, кто-то просто «скрашивает одиночество»… А увидеть в ребенке личность, человека — о, это тяжелее, на это способен не каждый. Куда легче притворяться больной и умирающей, чтоб сынулечка торчал у твоей постели сутки напролет. А ведь я сам был в жизни свидетелем подобных мерзких сцен, и матери в этот момент выглядят просто отвратительно! Как величайшие и подлейшие в мире лжецы. Да не приведи господь боятся собственную мать, кому еще понимать стремления своего ребенка, как не ей? Неужели можно быть настолько тупой и бесчувственной скотиной и еще называться матерью, мамой, маомчкой!?
Я не могу понять — зачем растить себе отражение? Зачем вообще растить человека, учить его чему-то, лишь для того, чтоб он до смертного одра сидел на твоем поводке? Не проще ли сразу завести собаку? Так ведь даже ей иногда полезно погулять! Не мудрено, что потом появляются маньяки, психи и убийцы, рожденные вот такой чрезмерной родительской любовью. И об этом немало написано и немало снято. Но не всегда так душераздирающе.
Бессильная злоба закипает во мне, человеке, который по определенным причинам не по наслышке знаком с психологией детского поведения. Ведь действительно — так просто родители могут взять и испортить ребенка, вырастить монстра, морального уродца или жалкое аморфное существо, неспособное к жизни, кадавра, который не в силах отпочковаться, этакое тепличное растение, предмет гардероба!!
Несмотря на то, что герой Вилладжо в этом фильме — типчик не очень приятный, понимаешь, что ни в одном из своих отвратительных проявлений он не виновен, что все это — порождение неуемных стараний его матери-тюремщицы, и ему искренне сочувствуешь и желаешь вырваться из этого мучительного плена любви.
От этого фильма потряхивает. Кулаки сжимаются сами собой, в голове крутится масса «почему», а в горле закипает ненависть. Сальче, вскрыв гнойники такого светлого, казалось бы, чувства, как материнская любовь, резанул по больному даже тех, кого подобная проблема непосредственно не касается. Просто он говорил правду, и эта правда страшнее, чем миллион Джейсонов Вурхизов, вместе взятых… Впрочем, и Джейсон не был бы Джейсоном без его семейки.
Фильм снят в 70-х, до того момента, как Вилладжо погряз в череде однотипных фарсов и клоунад, всегда смешных до колик, но эксплуатирующих огромный талант комика односторонне, не позволяя ему расти, и задержавших актера в развитии на десяток лет, сталкивая его с верного пути, который он взял в таких лентах, как эта или «Приведу в порядок Америку и вернусь» — пути Чаплина.
За внешним комическим рисунком этого экранного неудачника — горькая и страшная трагедия сломанной судьбы, нешуточные переживания, искалеченная жизнь, изломленные приоритеты, перепутанные мысли и чувства, неправильное мироощущение, громада комплексов и страхов, раздирающие этого маленького человека внутренние противоречия — не позволяющие ему не любить родную и такую заботливую мать, ненавидимую за — парадокс — эту самую непреодолимую любовь. Пожалуй, нигде я еще не видел такого изломленного, такого пугающе униженного Вилладжо, и его комические — вроде бы — эскапады, разыгранные его героем в качестве противоядия, чтоб позлить ненавистную мать — пробирают до мурашек.
А Сальче показал себя выдающимся знатоком человеческой психологии вообще и семейных отношений в частности. Проявил себя большим художником в построении и донесении до зрителя этого нелинейного, хаотичного, очень неприятного и двусмысленного сюжета, в котором смолчать уже нельзя, а говорить гнусности вроде и непристойно. Режиссер дал наглядную картину целой группы фобий и комплексов, связанных со сложностями в отношениях «мать-сын» и дал ее с ужасающей достоверностью.
Что осталось? Лиля Кедрова в роли матери-самодержца? Я поверил ей. Элеонора Джорджи? Она так красива… и так искренне полюбила этого несчастного дурачка. Вилладжо. В одночасье перепрыгнув из небольших комических реприз в сложнейший жанр трагикомедии он добился здесь ошеломляющего успеха, создал образы, которые ему придется наверстывать спустя много лет с помощью самого Феллини… Финал трагичен и при всей своей закономерности оглоушивающе неожиданен. Мама… я благодарен тебе за то, что ты не любишь меня — так.
10 из 10