И на нашу улицу пришел праздникЕжегодно в мире снимается около 20 тысяч лент. Это в разы больше, чем способны показать кинотеатры. На втором месте по этим показателям расположились Штаты, конечно после Индии. Факт — лет 5 назад Нигерия, например, выпускала 900 фильмов в год. А вот Украина пока становится эдакой фестивальной модой. Здесь вам и «Молодость» под боком, и Одесский международный. Некоторые наши ленты попадают и на фестивали класса «А». Однако многие из тех картин, которые регламентируются на этих мероприятиях, рядовые украинцы возможности увидеть не имеют. Возникает вопрос «почему?». Возможно, зритель просто уже отчаялся в отечественном кино? Думает, что его просто нет? Ведь если города не обклеены афишами и призывами «Айда смотреть наше!», это еще не значит, что этого «нашего» не существует. Может, просто плохо ищем?
Сколько же мумифицированных бобин заработали себе пролежни, застыв в темных и давно забытых архивах отечественных киностудий, носящие гордое звание украинских. И вот свершилось. Нам бросили свежее мясо, при этом не один раз за ту осень. Этого ждали несколько лет. Ждали миллионы. Аж 46.
Говорят, украинское киноискусство уже давно умерло. Примерно тогда же, когда и Параджанов. Именно такие настроения царят в обществе, которое еще помнит словосочетание «украинский фильм». Иногда при упоминании об этом явлении можно поймать у человека такой взгляд, который обычно имеет лицо на поминках. А вот некоторые знатоки утверждают: «наше кино появится, как только найдем героя — своего, национального». Собственно, молодой режиссер Любомир Левицкий, эти поиски и завершил. И 14-го ноября года нынешнего прочувствовался пульс украинского кинематографа. Реанимацию откладываем.
Левицкий представил свою находку — интерпретацию старинной гуцульской легенды о потерянной згарте (религиозная украшение), Книге теней и про заточенных в ней демонов. А отважно с ними сражались в далеком 1810 году карпатские мольфары. Вот таких вот персонажей можно встретить в молодежном мистическом триллере «Тени незабытых предков». Представьте себе обычный вуз в Штатах, компанию студентов, которые никогда в жизни не сошлись вместе, если бы не некий прецедент, объединвший разношерстный коллектив. Ботан (Дмитрий Ступка) и его «петросянский» товарищ (Паша Ли), «первая баба на селе» и ее бывший парень-спортсмен с новой пассией в виде не слишком перегруженной интеллектом блонды, затворница-неформалка и, конечно, куда же без таинственного «крутого парня».
Но, несмотря на явно американский закос, внезапно (и приятно), все они говорят на украинском. Знакомьтесь — наши герои, которые столкнулись с магической стороной карпатских лесов до Трансильвании. Они меченые души, за которыми охотится таинственный демон. Давным-давно он вырвался на свободу, когда все зло уже заточили в магическую Книгу. Вот и посмотрим, насколько прочна современная молодежь, кто выживет, ну а кому повезет меньше.
Стоит отметить, что картина вышла довольно аппетитная и вкусная: яркие персонажи, Карпаты, Черновцы и панорамы. А вместо обычного вуза Нью-Йорка или Калифорнии, наши студентики с альма-матер самого режиссера — из Черновицкого университета. Плюс бонус для зрителя — Ольга Сумская, Юрий Розстальный, Валерий Легин и другие известные украинские актеры.
Сюжет подобного жанра фильмов всегда будет предсказуем. Зритель здесь уже ждет не неожиданную концовку, а наблюдает за тем, как же героям удастся вытянуть свою задницу из очередной перипетии. А события все разворачиваются на фоне «саговских» лесных пейзажей (оператор Марк Эберли — известный работой над «Сумерками», «Небесный Форсаж» и т. д.) и продакт-плейсмента в каждом кадре (спасибо Samsung, Айро и т. д.).
Повеселил так же и грим демона в человеческом обличье, глядя на лицо которого, невольно ждешь Баффи с осиновым колом для антуража. Картина, продолжительностью в 2 часа, не обременяет статическими кадрами: движется все и вся. А вот с финальными сценами уже не так задорно. Затянуты стоп-кадры и «проводки» камеры слишком контрастно выглядят предварительной динамичностью.
Однако Любомир Левицкий сделал не просто «хлеб и зрелища», но и приправил ненавязчиво поднятыми темами любви, дружбы, отваги и, что весьма актуально сейчас во всем мире, проблему экологии. Отмечу, что единственным персонажем-раздражителем оказалась и сама красавица, в исполнении Алены Мусиенко. Ну, какой триллер, экшн, боевик, (да что угодно!), может обойтись без любви и страсти главных героев. Но, как говорится, «женщин на палубу не брать — к несчастью», так и здесь — мешает ежеминутно, и жутко недотягивает игрой к работе коллег. Кто же знал, что Паша Ли все же не обессилел в первой картине Левицкого «Штольня», а может и через голову свою перепрыгнуть.
Бюджет ленты собирался из всевозможных частных компаний и составил 877 тыс. $, Подготовка заняла 2 года, а релиз переносился трижды. Но это не помешало автору порадовать соотечественников качественно отснятым украинский жанровым фильмом, выпущенным вслед за сентябрьской премьерой криминальной комедии «Ломбард» этого же автора. Вышел типичный американский хоррор, но разница лишь в одном. Он украинский: с нашими актерами, озвучкой (да-да, лента дублировалась на украинский еще и поверх оригинального звука в лучших традициях Голливуда) и саундтреком группы «THE HARDKISS» (а за подбор музыкального сопровождения поклон звукорежиссерской команде Матиенко и Данюк). Кстати, получилось ничуть не хуже западного аналогового кино.
6 из 10