Фильм «За сигаретами» — это рассказ, построенный на внутренней свободе людей. Такую историю трудно представить в России, настолько отличаются от нас европейцы, живущие на благословенном юге. Там женщина в 60 лет со следами былой — но изумительной — красоты выходит из кухни своего старого ресторанчика прямо на солнечную улицу, садится в древнее авто и уезжает на целый день искать пачку сигарет.
Там старик-фермер приглашает незнакомого человека в дом, рассказывает историю своей любви, делает дрожащими руками самокрутку. Группа девочек-подростков с простой и какой-то максимально уместной отзывчивостью объясняет, что за сигаретами придётся ехать за 40 километров в придорожный бар, потому что в воскресенье в их городке сигарет не продают. 30-летний мужчина без оглядки и за пять минут влюбляется в даму, которая годится ему в матери, и трепетно за ней ухаживает. Охранник мебельного магазина приглашает промокшую женщину внутрь и укладывает её спать на большой выставочной кровати.
Там ничто никого не смущает. Европейское кино, полновесно отражающее местный менталитет, показывает всю жизнь так, как есть: на коже могут быть пигментные пятна, у людей могут быть неидеальные фигуры и морщины, пенсионеры могут жить на «полную катушку», наряжаться, плакать, сожалеть о любовниках, заниматься сексом, отвергать своих детей, принимать своих детей, жить для них и жить для себя.
Никаких штампов, никаких клише: всю жизнь они занимаются тем, что просто живут. Бабушка, мать, дочка, внук, безалаберный муж, погибший любовник, описанное имущество, выборы мэра, посиделки в пабе, сгоревшее барбекю, полупьяные песни за дружным столом — всё это нормально, потому что это их жизнь, потому что она сейчас, и она складывается таким образом.
Получились такие «Потомки» по-французски.
Хорошо получились.