Роуд-муви со счастливым концомЭмманюэль Берко, видимо, как большинство французов, обожает Катрин Денёв — и даже немножечко боготворит. Это обстоятельство заставило Берко (сама она, кстати, тоже актриса) написать сценарий своего нового фильма специально под Денёв. Ей уже 70, но в фильме она играет даму чуть за 60. Чья жизнь при этом «продолжается». О чем кричит вся фабульная основа этой картины. Именно так — когда вам 60, жизнь не закончена, она продолжается. Это основной лейтмотив этого весьма позитивного кино.
В жизни Бетти все еще кипят нешуточные страсти. Ее бросает любовник, с которым она встречалась многие годы, ради 25-летней «мордашки». Это обстоятельство, да еще усталость от ее ресторанчика, где дела идут не слишком хорошо, и на кухне все раздражают, потому что все делают не так, и мама в возрасте сидит и надзирает за работой — словно ментор, заставляют Бетти однажды сбросить фартук — и отправиться «за сигаретами». То, что во Франции сложно достать сигареты, становится понятно очень скоро, когда ей говорят, в этом городке их не купить, а вот через 50 километров по дороге будет бар, там они, возможно, будут. В общем, Бетти из родной Бретани проезжает половину Франции на своем стареньком бежевом «Мерседесе». При этом она попадает как в забавные, так и в не слишком забавные, истории. Плюс ко всему — забирает внука, которого едва знает, ссорится с ним, находит общий язык, посещает собрание красоток «Мисс Франция — 69», ругается с дочерью, точнее — та на нее непрестанно нападает за безразличие к ее судьбе, и находит любовь. Ну а как иначе?
Я бы отметил особую комическую находку Берко — 30-летнего «дон-жуана» Марко из провинциального бара, которого ждут за столом потасканные мамзели в возрасте. Этот персонаж — конечно, гомерически смешон. Но человек нашел себя, и развлекается «со старушками» с явным удовольствием…
Помимо комических сцен, в картине есть неизбежная возрастная сентиментальность. Она — в трясущихся руках старика, который скручивает цигарку для Бетти и рассказывает свою историю — его невеста умерла от туберкулеза в ранней юности, и он так и не женился, потому что обещал ей, «а как иначе?». Та же грустинка затем появляется и в открывающейся зрителю жизни самой Бетти, в которой тоже хватало трагизма. Хотя смерть собственного мужа она переживает явно меньше, чем смерть возлюбленного… И в этом определенная сложность женского характера, написанного Берко.
С ролью великолепной Катрин Денёв, о которой давно уже пишут книги (не только во Франции, но и в России), безусловно, повезло. Теперь у нее в активе еще несколько номинаций за «лучшую роль» и даже одна заслуженная фестивальная награда. Играет она, и правда, бесподобно — трогательную, смешную, беззащитную и одновременно весьма сильную и своенравную женщину, прожившую сложную жизнь, которая еще далеко не закончена. О нет, у нее впереди еще много поводов для радости и светлой грусти…
7 из 10