На лице земного шараО чем сюжет: О безработной турчанке, которая как загнанная лисица, пытается вырваться из когтей хищного Стамбула, но вырваться не может.
О чем фильм, на самом деле: О тебе, читатель. Фильм рассказывает о жизни каждого человека, живущего на Планете Земля. Рассказывает якобы о турчанке, а, на самом деле, о твоем будущем, о пути, которым проследует каждый смертный. Рано или поздно когти бедности или небедности, например, богатой старости, клыки неизлечимых болезней и смерти разорвут твое тело, мой милый друг. В кружении надежды. В кружении надежды.
Ну, что тогда? «Друзья, давайте все умрем. К чему нам жизни трепетанье? Уж лучше гроба громыханье, и смерти черный водоем?». — Нет, не лучше.
Для того, чтобы понять это достаточно посмотреть лучший фильм ММКФ-35 — турецкую картину «Частица». Картину снял Эрдем Тепегёз, который вдруг на финишной прямой обошел всех фаворитов и получил главный приз фестиваля — «Золотого святого Георгия». Я не удивлен победе турок на ММКФ, удивлен тому, что это произошло так поздно.
Турецкое кино усилиями Фатиха Акина, Семиха Капланоглу, Нури Бильге Джейлана вдруг выпрыгнуло из небытия и потеснило авторов из традиционных кинематографий. При всем своем авторском занудстве картина Тепегёза тронет уголки губ у некоторых закоренелых циников. В отличие от греков сентиментальность компенсируется не звериной жесткостью героев, а ужасом Бытия. «У надежды глубокое дно». Это понял, например, Яромил Иреш в одноименном фильме 25 лет назад или Федерико Феллини полвека назад в «Ночах Кабирии» (Le notti di Cabiria). Тепегёз следует в фарватере этой мысли. Там — по ту сторону дна, открывается такая даль, такая глубина и ширь, что только держись! Увы, не каждому дано донырнуть до этого дна. Феллини удалось в 1957 году, Тепегёзу — в 2013-м.
Турецкое кино — молодая кинематография, которая наступает по всем фронтам: от многосмысленного арт-хауса, до приземленного мейнстрима. Если греки — мастера катарсиса, то турки знают толк в мелодраматизме. Турецкие кинематографисты умеют бередить душу, раскрепощать нежность, причиняя зрителю порой немыслимые страдания. А русскому — только дай пострадать! В ход идут и грубые удары и ласковая щекотка. Посмотрите сюжетно близкое, но, правда, прохладное, «Отчуждение» (Uzak) Нури Бильге Джейлана о скитаниях бесприютного турка в том же Стамбуле, но лучше обратите внимание на грандиозный и парадоксальный и фильм «Однажды в Анатолии» (Bir zamanlar Anadolu`da) этого же автора.
Или нет! Хотите разреветься как восьмиклассница? Посмотрите глупый фильм «Любовь любит случайности» (реж. Омер Фарук Сорак) или неумолимую мелодраму «Клуб неудачников» (Kaybedenler kulubu, реж. Толга Орнек). Вы навсегда запомните эти вещи, как бы они вам не понравилось. Навсегда.