О тяжелой жизни рабочего класса в ТурцииПобедитель 35 московского кинофестиваля — картина турецкого режиссера Эрдема Тепегёза «Частица». Причем, «Золотой Георгий» получил не только фильм, но и актриса, исполнившая главную роль — Жале Арыкан. Судя по количеству отзывов в сети и рейтингам фильма, можно говорить о том, насколько российский зритель интересуется фестивальным кино и Московским фестивалем, в частности. А отзывов — практически по нулям. То есть никто не пожелал посмотреть картину-призер и написать, насколько она ему понравилась или не понравилась. Между тем, времени с момента награждения прошло уже очень много. В общем, наш зритель наш фестиваль в гробу видел, и награды его не признает. Но это так, общее наблюдение. Я, как всегда, составил собственное мнение, внимательно посмотрев фильм.
Кино рассказывает нам о тяжелой жизни рабочего класса в Турции. На примере одной отдельно взятой женщины средних лет по имени Зейнеп. Описание картины — претенциозное и глупое, словно аннотацию писал новичок: «Вселенная состоит из бесконечного количества крошечных частиц — как город полный страждущих». В общем, краткое обоснование, почему картину назвали «частица». По идее — логичнее было бы назвать ее «Рабочая единица», потому что поэзии, которой полна аннотация, в картине не наблюдается — сплошная проза жизни. В начале фильма Зейнеп выгоняют с ткацкой фабрики, причем — жестоко, видимо, за какой-то серьезный проступок, который нам не показывают, она ищет любую подработку, продает на улице мешочки с лавандой, лишь бы свести концы с концами. Злой арендодатель грозится выселить ее из крохотной квартирки, где она живет с дочерью и матерью. Она находит работу, но для этого надо уехать за многие километры — да и там платят мало, спать приходится на дурно пахнущих матрацах в каком-то цеху, где бегают крысы. Режиссер сделал все, что Зейнеп было мучительно жалко — для усиления эффекта у нее периодически из носа течет кровь. В общем, со здоровьем не слишком хорошо, а ей приходится таскать тяжелые мешки и перемывать горы посуды.
В определенный момент мне показалось, что режиссер сам начинает посмеиваться над своими героями — когда хозяин квартиры выбивает дверь, и придурковатый брат Зейнап из вилки и веревки сооружает какое-то подобие замка. Опять же героиня испытывает страх перед сдачей крови — и он какой-то патологический. Хотя доноры, как известно, делают это регулярно, а с недавних пор в России, как и во многих странах Запада, еще и бесплатно. Вопрос: «Кому она достанется?» тоже, по идее, должен вызывать смех, но меня не покидало ощущение — что все эти «смешные» моменты получились у Тепегёза случайно, он и сам не осознавал, что это смешно.
На фотографиях в сети Жале Арыкан, кстати, выглядит весьма привлекательной женщиной. Но в картине это действительно затравленная жизнью жалкая турчанка с большим носом, из которого то и дело течет кровь — крайне печальное зрелище.
Задумался о том, а был бы такой фильм востребован в СССР или нет? С одной стороны, у нас выходило множество картин о радостях заводского труда и быта рабочего класса — полных позитивной созидательной энергии. «Частица» в этот концепт не вписывается никак. С другой стороны, нам любили показывать, как угнетают рабочих в странах развитого капитализма. А эта картина, по сути, об угнетении системой одной отдельно взятой «частицы», из которых строится капиталистическое общество. В данном случае, турецкое. Почему не посострадать турецкой рабочей женщине, угнетаемой капиталистами, как это дружно сделало жюри 35 Московского кинофестиваля?
3 из 10