Равновесие чаши весовПовесть немецкого прозаика, поэта и драматурга Генриха фон Клейста «Михаэль Кальхаас» экранизирована, тщательно следуя тексту. Даже какое-то щепетильное и дотошное возведение слога в мелькающие картинки на экране. Скорее всего, это стало возможным как раз таки из-за малого литературного формата первоисточника. А фильм же, как и повесть, преследует одну простую и банальную истину — все дело в равновесии.
В центре сюжета достопочтенный гражданин, уважаемый и уважающий окружающих человек. Он жил честной и достойной жизнью, пока в его дом не постучалась беда. Завязка у данного произведения — событие достаточно мелкое и бытовое, но повлечет оно за собой гораздо более серьезные последствия, чем может показаться с самого начала.
Что такое справедливость? Миф? Фикция? Существует ли она на самом деле или нам подсовывают лишь ее суррогат? Фильм отвечает достаточно четко и внятно. Нет, справедливость есть, просто добиться ее крайне сложно, но упрямые, упертые и сильные люди смогут это сделать. Тема справедливости в ленте сильна. Образ Кольхааса — это олицетворение благородных человеческих черт, но притом и незыблемое равновесие мира. Потому что конец у картины такой, какой и должен быть. Справедливость восторжествовала, но кровавой и большой ценой, а за каждый поступок следует расплата. Цена всему — равновесие. Яркая и отчетливая мысль ленты, достигшая своей квинтэссенции в финале.
Как ни странно, несмотря на то, что действие «Михаэля Кольхааса» разворачивается в далеком XVI веке, фильм актуален и для нашего времени, погрязшего в коррупции и прочих нелицеприятных вещах. Актуален для времени, которое на поверку мало чем отличается от грязного и неумытого Средневековья: судейская система по-прежнему лишена особой гибкости, влиятельные люди, имеющие связи, могут избежать всего, чего им вздумается, а за все отдувается простой люд, старающийся быть честным. С момента публикации повести Генриха фон Клейста прошло чуть больше двухсот лет, а все осталось неизменным.
Фильм может показаться вялотекущим, скучным и нудным в виду малого наличия диалогов, множества долгих кадров и постоянной северной природой, которую, как кажется иногда, оператор любит больше, чем актеров. Но, благодаря этим вещам, создается нужное настроение — фильм холодный, северный и суровый. И на фоне неприглядности обветренных скал и ершистого моха эта история о несправедливости и равновесии мира смотрится еще более выигрышно. Сильное кино.
Главная жемчужина фильма — Мадс Миккельсен. Ему очень идут подобного рода роли. Сильных, несгибаемых, волевых людей, не пасующих перед обстоятельствами. Здесь он по-скандинавски молчалив и суров. И, порой, его глаза говорят больше слов. Выделять других актеров не хочется. Они органично вплетены в повествование, но все же как-то теряются на фоне Миккельсена.
«Михаэль Кольхаас» впитал в себя грозную природу севера, его неугомонные ветра, людскую подлость и жажду справедливости и развернулся одой равновесию, в котором мир обязан пребывать. Своеобразная лента. Определенно на любителя. Суть ее проста и понятна, но то, как она преподнесена, придется по вкусу не каждому. Но кино однозначно сильное.