Сквозь тусклое стекло"-Сквозь тусклое стекло. Это образ. То, как мы видим этот мир. Нечто, что видишь, но не можешь узнать.
-Враг.
-Или друг. Или ты сам.»
С каждым очередным просмотренным мною фильмом с Мадсом Миккельсеном, я открываю его с новой стороны и просто всё больше и больше влюбляюсь в его творчество. Этот исторический фильм очень сложный в плане подачи. Сложный своей глубиной. Сложный своей, как бы это странно не прозвучало, историчностью.
Реалии XVI века показаны без прикрас, где каждое последующее сословие имеет право обращаться с нижеследующим абсолютно так, как пожелает. Барон, в качестве пошлины за право проезда(которую уже отменили, но барон умолчал об этом, конечно же) отобрал у торговца лошадьми Михаэля Кольхааса его двух лучших жеребцов. С условием, что вернет их. Но из красивых статных коней они превратились в больных и покалеченных. Купец обратился в суд с просьбой, чтобы барон вернул его лошадей в том же виде, в каком они к нему попали. Но суд отклонил его прошение, так как судья был с бароном в родстве. Тогда жена Кольхааса пошла просить милости у принцессы. Но не вернулась, а вернули её в кровавой повозке. Поняв, что справедливости законным путём не дождётся, Кольхаас собрал отряд воинов и ступил на путь войны.
Фильм подкупает тем, что в нём нет кучи пафосных речей, многих ненужных диалогов — их вообще в фильме мало. Всё предельно просто, и вместе с тем вмещает в себя очень многое. Оператор больше показывает природу, чем актёров, и это тоже отличительная часть этого фильма, но абсолютно не портящая его, а наоборот, подчеркивающая. Создаётся нужное настроение и даже молчание персонажей говорит со зрителем. Цветовая гамма выдержана в серых тонах туманов, хмурого неба и доспехов, зелёный цвет бескрайних травяных просторов. Музыка достойна картинки и навевает мысль о суровых северных просторах.
Как уже написала выше, в фильме мало диалогов, поэтому актёрскую игру можно оценить вдвойне остро. Прежде всего, конечно же, Мадс Миккельсен. Он просто создан для таких ролей, где герой сильный, немногословный, даже мрачный и суровый, но волевой и несгибаемый. Его игра в этом фильме меня поразила, именно поэтому я пишу рецензию, а даже не потому, что мне настолько уж понравился фильм, хотя над ним есть о чем подумать, и он откладывается в памяти и затрагивает какие-то части души. Но именно то, что отражалось на лице и в глазах Мадса, когда он играл в последней сцене фильма, заставило меня сесть и написать рецензию. Конец был предопределён можно сказать, но у меня были слёзы на глазах, я реально плакала, и даже первостепенно не из-за самой сюжетной концовки, а из-за того, КАК Мадс её сыграл. Это же просто… гениально! Без слов, но какие эмоции, я просто была в восторге. Слёзы восторга. Впервые в жизни, я осознала, что это не просто крылатое выражение, а действительно так бывает. Превосходно. Этот взгляд, в котором читалось понимание, осознание и принятие. Браво, просто браво, у меня нет слов. Я бы диссертацию написала по игре Мадса в этой сцене, если бы таланта хватило. Остальные актёры тоже молодцы, органично смотрятся, но блекнут по сравнению с Миккельсеном.
Фильм «Михаэль Кольхаас» не рассчитан на большую аудиторию, и даже факт того, что он был номинирован на Золотую пальмовую ветвь не привалил бы к нему толпы зрителей, но он несёт в себе что-то скандинавское, холодное и правдивое. Я бы пересмотрела его обязательно через пару лет.
P.S. Напомнил мне фильм с Мадсом же «Спасение» и по стилистике, и по характеру героя, и отчасти по истории.