Всё серым сероДля заслуженного и многими любимого актёра Томми Ли Джонса, незабвенного агента Кея из комедийно-фантастической трилогии «Люди в чёрном», занимать режиссёрское кресло не впервой: драматический вестерн «Местный» — это уже четвёртая по счёту работа Джонса в качестве главного постановщика. Если первый его фильм в данном амплуа «Старые, добрые парни» (1995-й год), снятый для телевидения, прошёл незаметным, то две последующие ленты «Три могилы» (2005) и «Вечерный экспресс „Сансет Лимитед“» оказались куда более удачными, может они и не стали событиями номер один в годы своего выпуска, но критики тепло отнеслись к фильмам Джонса. И вот в 2014-ом Томми Ли Джонс вновь выпускает новый свой фильм, который вызывал неоднозначные мнения. Надо сказать, что Джонс выпускает свои картины в качестве режиссёра всё чаще и чаще: судите сами, ведь между первой и второй картиной прошло целых десять лет, третья вышла через пять, а «Местный» — через четыре. Интересно, когда ждать новую? Всё равно её будут смотреть, ведь Томми Ли Джонса любят и уважают.
В основу фильма «Местный» легла книга американского писателя (если же вестерн, то совершенно очевидно, что автор должен быть американцем) Глендона Суортаута. Обработкой книги для постановки занимались абсолютные дебютанты Киран Фицджеральд и Уэсли А. Оливер (последний был продюсером «Вечернего экспресса „Сансет Лимитед“»), а помогал им в этом трудном деле сам Томми Ли Джонс. Рассказывает картина «Местный» про долгое путешествие девушки по имени Мэри Би Кадди, которая хочет перевезти сошедших с ума женщин в приют, а по дороге находит себе помощника в лице некоего Джорджа Бриггса, который отличается неприятным нравом, самолюбием и сквернословием. По пути у Мэри Би и Бриггса отношения заходят чуть дальше, чем партнёрские, но принесёт это только несчастье. Пока Бриггс будет путешествовать к приюту он столкнётся с трудностями, с нежеланием людей помочь, но сам вдруг начнёт меняться на глазах, а ведь мог же бросить трёх сумасшедших на произвол судьбы — это было бы в его характере.
Несмотря на драматизм, который так тщательно пытались разыграть в фильме, это ощущается довольно сложно. При заурядном видеоряде, сомнительных натурных съёмках и слабых диалогах никак не можешь погрузиться в атмосферу диких прерий во время только-только появившейся независимости США. Иногда хотелось и услышать звуки выстрелов, как это присуще жанру вестерна, но всё действие фильма строится вокруг трудного пути, что, в конце концов, становится очень скучно. Унылый фон и такая музыка этому ещё больше способствуют. При таком раскладе вариант поднять картину — это игра актёров. Но лишь в нескольких сценах можно проникнуться персонажами Томми Ли Джонса (Бриггс) и Хилари Суэнк (Мэри Би), во всём остальном они также составляют довольно унылую картинку. Даже акцентированные намёки на душевные болезни людей дикого запада ни в коей мере не играют на общее восприятие. Фильм развалился на глазах и лишь изредка привлекал внимание.
Томми Ли Джонс был потешен с чумазым лицом в белой перепачканной пижаме. Он как-то сумел создать образ меняющего человека от плохого к хорошему, от труса к смельчаку, но отсутствие должной эмоциональности в диалогах и взрывов характера в отдельных сценах так и не создают общей картинки героя Томми Ли Джонса. Хилари Суэнк сыграла в том же духе, что и Томми Ли Джонс — кое-где что-то удавалось, но в основном читался плохо продуманный, сырой образ, который оставил к себе больше вопросов, чем ответов. Разрозненный ансамбль составили три актрисы, сыгравшие сумасшедших — Грэйс Гаммер, Миранда Отто и Соня Рихтер. Играть такие роли — сложно и девушки не справились ни на йоту. В небольших эпизодах появляются Джон Литгоу, Джеймс Спэйдер, Уильям Фихтнер и сама Мерил Стрип, но их так мало, что сказать что-то определённое о них не представляется возможным. Одно было утешение — мелькнула Хэйли Стейнфелд, превосходно сыгравшая в другом вестерне «Железная хватка» и заработавшая, несмотря на свою молодость, даже номинацию на «Оскар». Но мелькнула и быстро испарилась, запомнившись лишь едкими фразами и хождением босиком.
Фильм, который, вероятно, хотел замахнуться на награды, ввиду своей редко затрагиваемой жанровой характеристики и посылом к глубокой дорожной драме, но оказался провальным и не произвёл должного эффекта, несмотря на скопление звёзд. Очень тоскливый и однообразный вестерн, кажущийся чрезмерно растянутым и с непонятной концовкой, ещё и «отличился» слабой игрой актёров. При всё уважении к Томми Ли Джонсу, но:
3 из 10