Теория стакана воды или основной инстинктФильм не скажу, что выдающийся, но мастерский, в его мягкой размеренности прослеживается четкий подчерк художника, который словно хороший учитель сложное объясняет на простом. «Незнакомец...» удостоен Пальмовой ветви за режиссуру и совершенно заслужено, на меня всегда нагоняли тоску фильмы, где отсутствие сюжетно-образной концепции маскируется красивой природой, но в этом фильме чудное озеро словно еще одна из трех декораций на театральных подмостках. Остальные две — это «чумазый» лесок и «парковка» рядом с ним и больше ничего, только актеры и диалоги.
Теория «стакана воды», которая нарочито выпирает на начальных этапах повествования, всего лишь ширма, где за идеей, что заняться сексом, все равно что выпить стакан воды, сиротливо ютится желание любви. Более ранним вариантом теории «стакана воды», было высказывание Жорж Санд: «Любовь, как стакан воды, даётся тому, кто его просит». Здесь слово любовь, естественно употреблено с точки зрения плотской 'любви', с чем герои фильма «Незнакомец…» справляются на ура. Но можно ли получить любовь, если попросишь? Конечно вопрос так сказать риторический, но Ален Гироди искусно делает акцент на исчезающем силуэте в темноте леса героя Деладоншама, когда свет постепенно забирает ночь, а на экране только и остаются «птички» ключиц. Вот он основной инстинкт человека – желание любить и быть любимым, а не «воду» распивать направо и налево. Но на что ты готов пойти ради даже призрачной иллюзии любви? Вспоминается фраза из еще одного французского фильма: «кто же из нас чудовище, я приказавший снять штаны, или вы готовый оголить зад». Кто же большее чудовище, человек совершающий преступление, или тот, кто закрывает на него глаза. На что вы пойдете ради красивых глаз, или если выражаться ближе к контексту фильма, ради пары яиц на стройных ножках?
Для не особо сообразительного зрителя, Гироди вплетает в повествование полицейского, который ровным, спокойным голосом задает вполне себе простые вопросы, которые поднимают наиважнейшие морально-этические моменты. Вообще особый шарм фильму придают именно вот эти неспешные, подчеркнуто вежливые диалоги между обитателями этого «приозерного микромира», так что смотреть лучше в оригинале.
Фильм наполнен юмором отдаленно по своему звучанию напоминающим «Залечь на дно в Брюгге», чего только стоят диалоги о сомах, или грустный любитель «Дуньки Кулаковой». Прослеживаются и обертоны «Стыда» Маккуина, в том контексте, что за членом мысль не углядишь, однако Гироди и здесь в своей простой и естественной манере, легко подтверждает «теорию лошадиного зада», когда на протяжении всего повествования то и дело мелькает чей-то член или задница, перестаешь обращать на это внимание. Тема резинового изделия № 2 также весьма филигранно и метафорически вплетена в сюжет, для кого-то «нет резинки, нет и вечеринки», а у кого-то: «а ничего, что у меня нет презерватива…- а ничего! Что такое физическая «чистота», а что такое нравственная?
Герои фильма то и дело вещают о том, что у них есть жизнь за пределами этого пляжа, но по факту вся их жизнь, это и есть эти встречи на берегу живописного, можно сказать картинного озера, где словно на контрасте, невидимая голодная пасть одиночества давно оскалила клыки и впивается в своих жертв. Озеро одиночества, которое точно не наполнишь стаканом воды!