Часы без подзаводаРежиссёр фильма «Москва никогда не спит» (в английском варианте носит нарочитое название «Moscow never sleeps») Джонни О Райли живёт в Москве уже 12 лет. Работал журналистом, кинематографическое образование получил в Нью-йоркском университете. После этого снял множество коротких документальных фильмов, получил за них не одну премию. На русском пространстве снял до этого триллер «Прячься!» (2010 г.). И вот пять лет спустя — новый фильм. Как считает сам режиссёр — о Москве, о людях, вообще о России, о которой так мало знают. За что ему спасибо — обошлось действительно без балалаек, медведей и хохломы, чем грешат даже наши режиссеры. Он настроился на истории о современном городе, его жителях и тараканах в головах у этих жителей. Престарелый актёр-комик (Юрий Стоянов), которому жить осталось всего пару недель и единственное желание у него — напиться. Сын по просьбе молодой супруги перевозит свою мать в дом престарелых. Бизнесмен Антон (Алексей Серебряков) терпит крах и вынужден уехать из страны, продолжая вести любовный треугольник. Муж (Михаил Ефремов) выясняет отношения с женой по части «где деньги, Зин?!». Их младшая дочь ищет своего настоящего отца, а в итоге вместе с сестрой чуть ли не становится жертвой насилия от двух гопников. Кстати, они до этого ещё погуляют с актёром. А сын актёра увильнёт за любовницей бизнесмена. Короче, чего тут только нет.
Вот такие истории. Грустные и печальные. При этом видно, что режиссёр над сценарием работал. Как над сложными часами, в которых все колёсики работают на своём месте. Но сами часы эти очень плохо заведены. Причём часы совсем небольшие, такой ненавязчивый будильник. Который обязательно разбудит нас в конце фильма. Такой будильник, даже целые башенные часы соорудил режиссёр Сергей Лобан в своем фильме «Шапито-шоу», где в четырёх отдельно показанных историях все персонажи пересекаются в самых различных моментах. Но в «Москве…» этот ход работает вхолостую. Почему? Потому что истории достаточно банальны и скудны. И даже подобранные роли на удивление банальны. Ефремов — алкоголик (в каком фильме это не было?), Стоянов — бывший комик (Человек у окна), Серебряков — упёртый борец за своё счастье (Груз 200, Левиафан, Пирамида). При этом все играли на должном уровне, диалоги не раздражали, а вот сюжеты не цепляли. Заявленный «яркий портрет мегаполиса» собран из невероятно серых лоскутов, бережно друг с другом сшитых, но не производящих никакого впечатления. Режиссёр собрал конструкцию, но не задумался об архитектуре. Ни заявленный звездный состав актёров, ни оператор Фёдор Лясс (Я буду рядом, Духless), на композитор Роман Литвинов сделали нечто для галочки. Как говорит герой Ефремова в фильме: «Мы не празднуем, мы отмечаем». А хотелось бы, чтобы хоть немного, но праздновали. А не просто отметились очередным фильмом ко Дню города, каким стал неудавшийся альманах «Москва. Я люблю тебя», сделанный по типу предыдущих фильмов про Париж и Нью-Йорк, но не сыскавшая восторга у зрителей. Картина Джонни О Райли меньше похожа на кино, а больше на извечные сериальные будни, где «и смех, и слёзы, и любовь». Но после фильма не хочется ни смеяться, ни плакать, на любить. Вообще ничего не хочется.