«… есть матери, которых просто нельзя любить, потому что они не хотят, чтобы их любили» (Вирджиния Эндрюс).
Удивительно, что у книги с таким огромным кинематографическим потенциалом всего две экранизации, но это так — одна принадлежит авторству Джеффри Блума, а вторая снята Деборой Чоу, причем последняя получилась на удивление бескомпромиссной и могла бы стать действительно отличной, если бы не…
Если бы не. Когда речь идет о таких книгах, как «Цветы на чердаке», невероятно представить себе фильм, который бы поразил в сердце хоть вполовину так же сильно, как бумажный оригинал. Кажется, что если попробовать страницы книги на вкус, почувствуешь горечь, которой сочится каждое слово, написанное рассказчицей. Кинематограф велик, но не всесилен — во всяком случае, здесь чуда не случилось, и атмосфера получилась далеко не такой ужасающей. Тем не менее, картина имеет ряд преимуществ: она довольно точно (за вычетом нескольких драматических нововведений) передает сюжет книги, а актрисы на роли Коррин и ее матери подобраны хорошо. Хэзер Грэм трудно назвать талантливой от бога, но парадокс в том, что здесь она и должна излучать некоторую долю фальши. Что касается Эллен Бёрстин, то здесь комментарии излишни — она даже Луизу Флетчер, играя на ее поле, задвигает с легкостью.
Дети, по большому счету, тоже хороши, но всё-таки невозможно абстрагироваться от того факта, что они (Кэти и Кристофер) должны быть младше лет на четыре-пять (а близнецы на два-три). Не хватает процесса их взросления, динамики отношений в их замкнутом коллективе — всего того, что составляет лучшую часть книги. Конечно, это нелегко передать, особенно при хронометраже в полтора часа — два с небольшим было бы уместнее. Вспомните семейные драмы Бергмана и их неторопливый темп: невольно проводишь параллель с «Фанни и Александром», где за пять часов экранного времени режиссер высказал всё, что имел сказать. Есть истории, которые нельзя пересказывать галопом — они от этого блекнут и теряют всю свою жутковатую прелесть.
Впрочем, вернемся к основному преимуществу, которое всё-таки делает версию 2013-го года предпочтительнее старой. Сценарист Кайла Элперт, видимо, не сочла себя более умной, чем Вирджиния Эндрюс, и не стала наполнять сюжет отсебятиной вроде «справедливого финала», хотя — будем честны — прочтя книгу, мы все о нем немного мечтали. Безнаказанное зло всегда порождает фрустрацию, но в данном случае нужно прочувствовать этот момент вместе с героями, походить с этой занозой, чтобы понять, что конец должен быть именно таким, а не «все влюбленные вместе, все плохие подохли».
Таким образом, единственным существенным минусом фильма является его стремительность, не дающая времени на эмпатию. В качестве набора движущихся иллюстраций к книге он, тем не менее, довольно хорош — говорит кратко и по существу, пересказывает историю как заправский сборник «Война и мир на пяти страницах» для ленивых школьников, и не изобретает новых и заведомо лишних деталей, нагнетая мистику и саспенс. Ярым поклонникам писательницы, а также людям, возмущенно синеющим при слове инцест, ленту лучше обойти стороной, а вот любителям крепко сбитой драмы может и понравиться.