Игра в ЧеховаЧетыре совершенно различных персонажа: князь Грохольский (Сергей Шакуров), его непонятно чем занимающийся сын Григорий, уездный офицер-исправник Данила Охлопков (Борис Миронов), да известный писатель фон Дидериц, прекрасно исполненный замечательным актёром Павлом Делонгом. Всех их объединяет одно — предмет обожания, жена фон Дидерица Лиза (Анна Попова), которая обладает даром очаровывать мужчин со своего первого появления. Она ловко пользуется этой замечательной способностью и вот уже в небольшом городке разгорается настоящая уездная драма.
Съёмки фильма начались в октябре 2013-го и в основном проходили в Бобруйске. До этого они проходили в населённом пункте Снов (Несвижский район) и в церкви деревни Вольно (Барановичский район). Снимали быстро, поскольку к новому году уже планировалось завершить работы, однако, как водится — с этим делом затянули, да и на игре актёров спешка тоже сказалась. Их герои то очень серьёзны и суровы, размышляют о высоких и серьёзных вещах с философской точностью, то всё действо внезапно скатывается к карикатуре и глупому юмору. Вообще, фильм мне больше напомнил театральную постановку с яркими красочными бутафорскими декорациями, излишней эмоциональностью и переигрыванием.
Снимали в основном в белорусских замках и на территории Бобруйской крепости, а комнаты, где происходит действие, выстроили в павильонах киностудии «Беларусьфильм». Актёры впоследствии признавались, что при съёмках в Минске царил такой холод, что приходилось согревать павильоны тепловой пушкой.
Уже известный белорусскому зрителю по «Охоте на гауляйтера» режиссёр Олег Базилов признавался: когда ему поступило предложение создать картину по произведениям Антона Чехова — несколько засомневался: «Чем же можно удивить, всё уже снято. И мы решили сконструировать свою историю, в которой все герои говорят известными нам фразами из произведений Чехова. В итоге у нас получилась история, в которой персонажи «Чайки» уходят в «Три сестры», а оттуда в «Живой товар», и вот они уже в «Дяде Ване». Да, это практически хулиганство — но ради того, чтобы снимать очередную классическую постановку. Мне интересна собственная игра в Чехова». Всего в «Предмет обожания» вошли 17 рассказов А. Чехова, а её жанр режиссёр охарактеризовал как постмодернистская история.
Основная доля финансирования шла из Москвы, снимали в Беларуси, а монтировали в Киеве, как утверждают некоторые из актёров — как раз во время Майдана. Видимо нелёгкое время сказалось и на работе над фильмом. В результате долгих споров и противоречий, нехватки бюджета, практически целого года впустую — фильм вышел лишь в 2015 году. И не в Минске, Москве, или даже Киеве, а на «9 канале»… в Израиле. Именно эту 79 минутную версию под названием «Уездная драма» можно найти в интернете. Съёмочная команда ей осталась недовольна. Олег Базилов назвал её рабочим материалом к фильму. «Беларусьфильм» выпустил двухсерийный детектив «Предмет обожания» по мотивам произведений А. П. Чехова с теми же героями и актёрами. Видимо материала отснято было предостаточно, поскольку это детектив — в белорусской версии развита линия с поиском пропавшей Лизы и её предполагаемых убийц, в варианте, гуляющем по интернету (показ «9 канала»), сведённая лишь к нескольким заключительным минутам. Интересно было бы посмотреть обе версии и сравнить их, только 2-серийный вариант широкой аудитории слабо доступен — защита авторских прав. Как признаются сами актёры, присутствующие на премьерном показе в Минске: «это два вообще разных фильма».
Сложная история и с самим названием фильма. Сперва проект назывался «Цугцванг», не совсем понятный простому обывателю, на стадии съёмок название сменили на «Уездную драму», но и тогда этот вопрос оставался открытым. В итоге остановились на водевильном «Предмете обожания». По поводу перспектив фильма режиссёр оказался скептичен, поскольку картина малобюджетная — вряд ли она заинтересует широкого зрителя и окажется в кинотеатрах. Вдумчивая возрастная категория, по его словам «Предмет обожания» ей и адресуется, с удовольствием смотрит сериалы по классическим произведениям по телевизору, видимо это и побудило «Беларусьфильм» создать 2-серийный формат картины. Впрочем, О. Базилов оказался неправ. Кинолента попала в февральский прокат российских кинотеатров, и по-моему белорусских. Лично я с удовольствием смотрю белорусские картины (хорошие и плохие; пусть даже и совместного производства), поскольку отношу себя к любителям отечественного кинематографа (противники могут закидать меня помидорами).
6 из 10