Какое имущество мы боимся потерять больше всего? Конечно же, наш дом. Но одно дело лишиться крова из-за неуплаты налогов или каких-либо коммунальных услуг, и совсем другое — стать жертвой современной нестабильной экономики. Дэннис Нэш (Эндрю Гарфилд) живет со своей матерью и сыном в их семейном доме, в котором выросло не одно их поколение. Он работает строителем, и во время возведения основания дома на площадку врывается прораб с криками, призывающими прекратить все работы. Компания-заказчик обанкротилась, зарплаты не будет не только за сегодняшний день, но и за весь месяц. Деньги нужны Нэшу как никогда, вдобавок ко всему, его вызывают в суд по поводу неспособности выплаты закладной за дом в срок, и уведомляют о его скором выселении.
Рик Карвер (Майкл Шеннон) — настоящий поддонок, алчный и бездушный риэлтор. Он носит дорогие костюмы, золотые часы на правой руке и пистолет, на всякий случай. Карвер уже долго в этом неблагодарном, но очень прибыльном бизнесе, поэтому успел сколотить немаленькое состояние. Как не трудно догадаться, Карверу и Нэшу суждено было встретиться. Нэш бессердечно вырван вместе со своей семьей из родного гнезда на улицу. Думаете, он теперь всей душой возненавидит Карвера, который вторгнулся в их дом и с холодным лицом сообщил о выселении? Не так всё просто. Нэшу позарез нужна работа, и случайным образом он подвернулся именно там, где нужно и когда нужно. И подвернулся он именно Карверу, которому срочно нужен был кто-то для выполнения грязной работы (очень грязной — очистить дом с взорвавшейся канализацией, или что там с ней произошло) за приличную сумму денег. Постепенно Нэш и Карвер срабатываются, и последний предлагает Дэннису заняться точно таким же риэлторским делом как и он. И когда он соглашается, у него внутри начинает бушевать личная война — жадность и деньги против сострадания и милосердия. Что же возьмёт верх?
«99 домов» — современная экономическая парабола. Мы видим героя, живущего счастливо в собственном доме (точка отправления), а потом резко его лишают всего этого — и счастья, и дома. Он на дне параболы. Но затем поднимается по должности и доходит до риэлтора, зарабатывающего кучу денег. Он на вершине параболы. Самое замечательное в фильме то, что режиссер и сценарист Рамин Бахрани не ограничился лишь парочкой перемещений по собственно созданной же параболе, на каком-то моменте мы даже можем отчетливо проследить, как данная парабола раздваивается на график экономического положения героя и его душевного состояния. Вообще, сценарий вовлекает в происходящее с первых же минут. Это достигается благодаря обильной смене событий, случающихся с главным героем. Сначала мы его видим в суде, затем на работе говорят, что выплат не будет, к нему домой приходят приставы, чтобы выселить его, затем поиск временного жилья, трудоустройства и так далее. И всё это происходит в первой трети фильма, с учетом того, что и персонажу Шеннона уделено достаточно времени. Режиссер обрезал все лишние фразы и сцены, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Складывается впечатление, что всё в фильме идет своим чередом и без какой-либо лишней информации — мы наблюдаем за историей в развитии, без возврата в прошлое, отклонений в сторону отношений с другими людьми или выхода за грань экономического аспекта рассказа. Есть Нэш и его семья, Карвер и его семья, и их клиенты. Ничего лишнего. Кино с замечательным балансом.
Особо яркого драматического эффекта удалось достичь, используя «документальный» стиль съёмки во время выселения людей, особенно семей с детьми или пожилых граждан. Будто бы смотришь какое-то телешоу на данную тематику, но только без доли сомнения в правдивости происходящего, даже будучи уверенным в том, что это кино. Но здесь всё-таки огромную роль сыграли актеры. Гарфилд и Лора Дерн, воплотившая на экране мать Дэнниса, выглядят крайне убедительно, защищая свою собственность от приставов. Что касается непосредственно Гарфилда, то довольно забавно наблюдать за тем, как он играет отца уже относительно большого ребенка (лет 10), так как внешность у Эндрю очень мальчишечья. Сколько бы он не отращивал бороду и надменно не курил сигарету — всё же выглядит он как студент второго курса (лично моё мнение). Тем не менее, в плане драмы Гарфилд сыграл великолепно, не будучи особо знаком с фильмографией актера, всё же думаю, что сильнее он еще нигде не играл. Возможно, даже к лучшему, что с супергероикой не получилось, так как на горизонте появился очень перспективный драматический актер. В этом году он, скорее всего, попросту не выдержит конкуренцию в номинации за главную мужскую роль, но вот в следующем, под покровительством Мартина Скорсезе, у него, безусловно, шансы будут. У Майкла Шеннона очень велика вероятность попадания в пятёрку номинантов этого года за второй план. Шеннону, в отличие от своего более молодого партнера по фильму, доказывать нечего, его Карвер получился многогранным, которому достаточно лишь молча посмотреть, покуривая электронную сигарету, на человека, чтобы тот смирился со своей участью.
«99 домов» можно рассматривать как потенциального участника оскоровской гонки, особенно за актерские заслуги. Бахрани удалось написать затягивающий, сбалансированный сценарий и искусстно снять его, постепенно натягивая нервы зрителя на катушку повествования, что поначалу даже незаметно, но к концу парализует зрителя в ожидании развязки истории.
8 из 10