Если по-модному, то смесь ремейка с сиквелом.Начнём с того, что этот фильм я очень ждала. Во-первых, потому, что у меня особая любовь к картинам, снятым
в Беларуси. Даже хобби есть: отгадывать, где сняли тот или иной эпизод. Во-вторых, из-за
сценариста Алексея Дударева. Ещё со школьной скамьи запомнила его как восхитительного драматурга (его пьесы есть в школьной программе, что уже показывает уровень). К тому же, он был автором сценария и к первой части. В-третьих, знаю по театру
Сергея Жбанкова, по кино — уже любимых
Павла Харланчука-Южакова и
Андрея Мерзликина. В-четвёртых, к фильму сняли клип с участием исполнителей главных ролей на новую версию песни «Дождём» моей любимой (естественно, тоже белорусской) группы «J:mors». Однако в самом кинофильме песня отчего-то не прозвучала, что обидно.
К слову, у фильма
пиар слабый (на том же пресс-показе было больше представителей СМИ (моих коллег) и кинематографа, чем рядовых людей), если сравнивать с зарубежными картинами, что, как ни крути, а минус. Зато за счёт эпизода с
Николаем Карачинцевым выехали в этом плане. Впрочем, ничего удивительного: откуда взять деньги на государственное кино в Беларуси, правда что? Забавный факт: когда стояла за несколько часов до пресс-показа у касс к\т, рядом со мной случайно оказались один известный белорусский журналист и режиссёр
Александра Бутор. Журналист сфотографировал на память объявление о том, что билетов нет, пошутив: «Когда же ты ещё такое увидишь?». И всё-таки у кино хоть какая-то поддержка есть, что уже приятно.
А теперь перейдём к больному, а именно — к сценарию. Возможно, я и ошибаюсь, но разве соавторство с режиссёром и
Юлией Гирель не ухудшило фильм? У глубокоуважаемого мной Алексея Дударева получаются глубокие сюжеты. А тут — смысл есть, а
сюжет — на поверхности, проще пареной репы. Как так-то?! Нет, конечно, понятно, что финал будет положительный (аист прилетит и т. д.), но делать суть настолько прозрачной… Куда это годится? В первой части такого не было! Да и герои влюбляются как-то слишком легко и быстро, просто молниеносно — даже тот же Русаченко (Сергей Жбанков). Хотя, может, я просто с собой подсознательно сравниваю, а значит, могу и ошибаться…
Далеко ходить не будем за примерами: возьмём современное продолжение
«Иронии судьбы». Автором основной идеи второй части был
Андрей Мягков, однако он даже в сценаристах не указан в итоге. А на момент съёмок вообще было 48 вариаций сценария. Может, и здесь тоже не один? Половина трейлера, кстати, если уж говорить про количество вырезанного материала, вообще не вошла в фильм. А ведь моменты с коровой и игрой на гармони мужа Галины Ивана (Андрей Мерзликин) замечательные, смешные. А в конечный вариант ленты не вошли, эх!..
Говорите, сравнивать не стоит, это отдельный фильм. А то, что сюжет развивается вокруг сноса деревни в первой части и трёх домов во второй — это разве ни есть элемент повторения, то бишь ремейка? Итог: я бы не назвала это самостоятельным кинофильмом, скорее, получилось нечто среднее между, как ныне популярно выражаться, ремейком и сиквелом.
Кстати, про съёмки продолжения я впервые прочла пару лет назад, уже после смерти режиссёра оригинала
Игоря Добролюбова. Интересно, а ему бы дали снимать продолжение, если бы он был жив, как дали
Эльдару Рязанову «Карнавальную ночь-2» или
«Человек с бульвара КапуциноК» Алле Суриковой? Правда, ещё не известно, получилось бы хуже или лучше того, что есть сейчас, если опираться на вышеприведённые примеры.
Режиссёр. Дебют в большом кино. До этого Александра Бутор снимала только для ТВ. Помню, видела когда-то давно её новогоднюю программу
«Павлинка new», но т. к. это снималось для празднования Нового года, для которого каждый год ещё массу всего снимают, то больше её не повторяли, т. ч. воспоминания быстро стёрлись. Хотя, пока писала рецензию, нашла на Youtube, к слову.
Как зритель, я могу сказать, что для дебюта старт уверенный, но могло быть и ещё лучше. Желаю успехов в съёмках к\ф
«Сладкое прощание Веры» с теми же артистами Харланчуком и
Юозасом Будрайтисом, которого, кстати, очень хорошо озвучил
Владимир Грицевский. (Не узнай я этого — не поверила бы, что актёр-прибалт не сам говорит в кадре!) И чтобы следующий фильм вышел ещё лучше!
Музыка. Как я указала выше, это
песня «Дождём» группы «J:mors», не вошедшая в сам фильм, и
композиция «Росы белые» в исполнении «Бурановских бабушек» в дуэте со «Свитер Бойз». Честно говоря, первая понравилась больше, но тут трудно судить объективно — ведь первую исполняют любимые музыканты и актёры. Да и вторая по текстовому наполнению совсем не плохая.
Оператор. Олег Гирель. Вот на его работу хотелось бы пожаловаться. То ли я в конец отвыкла от кинотеатра (в основном, всё смотрю дома, но ради такой премьеры пошла в кино!), то ли действительно с фокусом в кадре были местами проблемы.
Вывод. До шедевра далеко как до луны. Фильм хороший, добрый, но… Простой, как пять копеек. А может, это и хорошо, наоборот, больше людей посмотрит?.. На фоне первой части (а сравнение неизбежно, и мы все это понимаем) полюбиться он отнюдь не всем. Если проводить параллель с белорусским кино в целом — очень достойно, а если со всеми остальными продолжениями и «пересъёмками» — вообще на высоком уровне. Но это, опять-таки, смотря с чем сравнивать. Юмор понравился, было весело. Актёры порадовали, +увидела новые молодые лица, хотя старых было мало (Почему, к примеру, не позвали и ныне живущих
Галину Польских и
Геннадия Гарбука? Они отказались? Оба же ещё снимаются. А Гарбук вообще белорус — тогда бы переозвучивать его роль не пришлось). Кстати, поздравляю с дебютом в серьёзной роли в большом кино Сергея Жбанкова! Саундтрек хороший. Но пересматривать до «дыр» я картину не стану точно.
8 из 10