Интеллектуальное кино«Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни»
А. П. Чехов
С удовольствием посмотрел в кинотеатре последний фильм своего турецкого ровесника.
Это кино — для любителей умных разговоров. Никакого «экшена» в фильме нет, в нём почти ничего не происходит. Так что думаю, он не для молодых людей, им будет скучно.
А мне вот нисколько не было. Хотя рассказов Чехова, по мотивам которых поставлена картина, я не помнил, только сейчас прочёл.
Рассказов два, длинный — «Жена», и короткий — «Хорошие люди».
Похоже, мало кто помнит эти рассказы, между тем, первый — превосходный. Не случайно его любил Бунин.
И ещё во время фильма вспоминается пьеса «Дядя Ваня».
Так что эту картину Джейлана, которого называют «турецким Антониони» и считают любителем Тарковского, можно счесть оммажем Чехову.
Впрочем, ассоциации возникали и с Достоевским — униженные люди, не приемлющие жалости, см. историю штаб-капитана Снегирёва из «Братьев Карамазовых», и сожжённые деньги (Настасья Филипповна из «Идиота»). Да и литография в комнате сестры главного героя — иллюстрация Ильи Глазунова к «Неточке Незвановой».
Есть в фильме и «тарковизм» — белая лошадь, которая символизирует отношение героя к своим ближним (у зрителя может возникнуть и воспоминание о «Холстомере» Л. Н. Толстого, когда он её неожиданно отпускает, очевидно решившись начать другую жизнь).
Итак, перед нами мир чеховских героев. Это люди среднего возраста, со своими проблемами. Они не умеют доверять своим ближним и любить их, но сами остро нуждаются в доверии и любви; переживают от своей не цельности и невозможности себя реализовать; хотят жить «по правде», но не могут на это решиться…
В центре идейной проблематики фильма религиозные чувства и их проявление, мужское-женское, отношения между богатыми и бедными. Актуальные всё темы!
Разговоры с сестрой героя фильма о непротивлении злу насилием — в основном из рассказа Чехова «Хорошие люди».
А вот отношения между супругами, как и сильный снег — это уже из рассказа «Жена»; для Турции такой снег, понятное дело, редкость.
Не могу сказать, что режиссёру удалось сделать сценарий без недостатков. Например, линия сестры владельца отеля оборвана. Но в целом кино явно получилось. Хотя смотреть его некоторым будет не очень приятно, ведь каждый из главных его героев несчастен, все они способны указать на недостатки и грехи ближнего, но не способны увидеть собственную ущербность. И всё же «Зимняя спячка» — гуманистический фильм. И в нём есть луч надежды.
Конечно, с великим Бергманом фильм сравнивать не стоит, не дотягивает. Но в сравнении с современными фильмами — очень даже хорошее кино. Снятое стильно и даже красиво в зимней Каппадокии.
Картина завоевала главный приз в Каннах.
8 из 10