Русские — нация с высшими устремлениями. Прямым подтверждением данного тезиса является русская литература и советский кинематограф, пропагандирующие, если можно так выразиться, традиционные ценностные ориентиры и утверждающие нравственные идеалы. Под русскими, естественно, подразумеваются все народы, населяющие нашу необъятную Родину и соприкасающиеся с культурой и историей России. К чему столь объемное вступление? К тому, что Николай Алексеев, «про которого кино», как раз и является человеком с высшими устремлениями, несмотря на то, что многие с этим не согласятся. Ведь характер спорный, во всех отношениях противоречивый, но живой и интересный. Нет никаких сомнений, что Алексеев не желал для себя ни денег, ни славы. Он мечтал, если говорить пафосно, быть нужным и полезным, оставить след в истории, будоражить умы, подобно Юрию Визбору и Владимиру Высоцкому. Вышло ли у него это? В самом деле, трудно строить иллюзии на этот счёт. Я, например, предполагала, что в конце герой просто проснется и внезапно пришедшая к нему слава окажется обыкновенным сном. Мое предположение оказалось ошибочным.
Николай Алексеев — одинокий старик, живущий в глухой деревне и торгующий грибами на обочине. Режиссер показывает нам незавидное положение советской технической интеллигенции в современной России. Все так и есть, но суть фильма не в этом. В молодости Алексеев работал на оружейном заводе, где разрабатывал секретное оружие, и писал песни. В сущности, герой не должен вызывать симпатию: доносил на своих коллег, полигамен и, видимо, меркантилен. Но поступки Алексеева можно оправдать. А вот обо всех качествах героя зритель может, увы, только догадываться. Николай Алексеев — словно собирательный образ поколения 60-70-х годов. В самом деле, он даже чем-то напоминает моего собственного дедушку.
Через всю жизнь Алексеев проносит фразу о любви, наглым образом украденную у самого Андрея Тарковского: «Любовь — это дать человеку то, что ему нужно в данный момент». Однако герой не следует так много для него значащему правилу. Женившись ради московской прописки, Николай пускается во все тяжкие. Все-таки не хочется делать поспешные выводы, потому что я не совсем поняла последовательность событий в жизни Алексеева. Все как-то смазано и неопределенно.
Большая поклонница обзоров Евгения Баженова, я совершенно не имею времени на просмотр плохого кино. На самом деле, не так уж сложно обходить дурное кино стороной. Хотя иногда очень хочется оценить некоторые «шедевры»! И для себя я сделала вывод, что намного легче ругать плохое, чем продвигать хорошее. Почему никто, например, не обсуждает «Кино про Алексеева» и не хвалит российский кинематограф, по-прежнему душевный и глубокий? Какой-то мазохизм идти в кино на современную российскую комедию, а потом чувствовать себя обманутым. Однако, что самое обидное, «Кино про Алексеева» в нашем кинотеатре не шло, хотя я заблаговременно решила сходить на него.
Михаил Сегал не очень «плодовитый» режиссер. Надеюсь, что в будущем ситуация изменится. «Рассказы» — один из моих самых любимых фильмов, которым режиссер заслужил полное доверие и высокий рейтинг ожидание его новых работ.