Женщины и футбол в арабских странах — история хорошо известная, часто обозреваемая и фигурант всяческих миазмов о вреде религии в свободе человека. Отношение к этому отчасти справедливое, нормы и традиции кажутся устаревшими, а спорт, как средство примирения всех слоёв населения по всем ключевым параметрам их разнонаправленности суждений, от этого только страдает.
В центре фильма — полудокументальная локальная история женщин, попытавшихся прорваться на заключительный отборочный матч к Чемпионату Мира 2006 года по футболу, в котором сборная команда Ирана противостояла сборной Бахрейна, и охранников, вставших у них на пути. За каждым героем стоит любовь к спорту, понимание нарушений устоев своего мира, но желание приблизиться к маленькому заветному чуду.
Фильмы Джафара Панахи всегда ставят во главе угла критическое отношение к подобным традициям, влияющим на свободу и независимость человека. При этом режиссёр не кидается в бой, сломя голову, и не говорит лозунгами, забравшись на баррикады — его ленты всегда отдают романтикой и насмешками. Позиция чувств человека — вот, что является основой его произведений. В «Офсайде» происходит те же самые излияния — иранские девушки не могут устоять перед чарами футбола, решаясь на ухищрения все возможного рода, при этом нельзя сказать, что такое желание продиктовано исключительно запретом. Любовь к спорту у них конкретная, открытая, и иногда даже более сильная, чем у мужчин.
В то же время охранники, оставшиеся с ними наедине, внутри себя понимают всё безрассудство и всю бессознательность происходящего, понимают, что пусть даже с иными ограничениями, но женщины имеют точно такое же право смотреть на футбол, как и они. Что радость или горечь от результата будет едина для всех. С одной стороны, нужно исполнять должностные обязанности, с другой — как не пойти на уступки? Здесь же покоится и самая комичная сцена ленты, когда девушку приходится вести в туалет в маске, сотканной из картонного изображения футболиста.
По итогу, фильм выглядит полудокументальным, а съёмки финальной сцены проводились и вовсе после самой победы — актёрский состав ехал по столице Ирана, празднуя достижение своей сборной наряду со вышедшими на улицы жителями. И у этого достижения не было определённого лица — ни мужского, ни женского.
Панахи же, наряду с остальными иранскими режиссёрами, формирует не только иранский кинематограф, уже давно вышедший на большую сцену киноискусства, но и формирует общественные отношения — не протестным движением, а наблюдением за самими собой и поиском единства среди зрителей в простой, обыденной жизни.
25.4.2019