Война ради войны?«Батальон» по характеру во многом схож с фильмами о Великой Отечественной войне. Нетрудно заметить целый ряд клише, перекочевавших оттуда. Кажется, лишь другое вооружение и (несколько односторонне показанное) разложение фронта напоминают, что в фильме перед нами другая эпоха
При этом, конфликты отличаются куда более кардинально. В Великой Отечественной войне наш народ был поставлен к стене и вынужден был ополчиться, вставать на смертный бой; шла речь о непосредственном существовании самого русского (и относительного большинства связанных с ним национальностей, входивших тогда в состав СССР) народа, который воевал уже не на защиту так называемых национальных интересов, а стал бороться за свои дома, за право своего существования, в целом, за сохранение своей культуры и традиций — что есть редкое проявления именно патриотизма, а не политизированного термина, которым принято обозначать «промывание мозгов», после которого люди готовы брать оружия и убивать незнакомых им людей.
Первая Мировая война уже не носила такого оборонительно-национального характера. Мало того, Первая Мировая — это вообще война уникальная, очень противоречивая и, судя по всему, психологический самая-самая тяжелая для рядового солдата за всю историю войн в мире в целом: она была позиционная, проходила в бесконечных окопах, а войска продвигались крайне медленно: после одной цепи окопов, шла следующая… шла атака за атакой, линия окопов за линией, продвижение стоило крови, а шло на какие-то жалкие километры. Всё это при том, что в самих окопах активно распространялись болезни, то и дело возникали эпидемии, в частности, тифа. Прибавьте к этому невиданные обычным людям до этого средства вооружения: газовое оружие, значительно усилившуюся артиллерию, пулемёты и тд… Война всегда дело страшное и трагичное, но Первая Мировая вообще могла бы поравняться с многими кругами Ада у Данте. О Первой Мировой у Ремарка есть, думаю многим известная и частью прочитанная, книга «На Западном фронте без перемен». Ни одно произведение о войне для меня не читалось столь тяжело…
И вот, когда у тебя навсегда в памяти остался этот реалистичный образ Первой Мировой от Ремарка, смотришь «Батальон». И что же там? А там вот как раз-таки эта ужасная атмосфера Первой Мировой отсутствует: нам показаны мужики, которые не хотят совсем воевать, как пытаются нам донести авторы, видимо, только из-за пропаганды коммунистов и полной разрухе армии при Временном правительстве.
Хм… Да, безусловно, на боевой дух агитация большевиков и солдатские комитеты сильно повлияли, но вот то, что сама по себе Первая Мировая была крайне психологический тяжелой в фильме особо не изображено, а это важно… Зато нам показывают, как приходит женский батальон на фронт и начинает просто рваться в бой, показывая, что раз мужики не могут успешно воевать, то вот они, женщины, им в пример пйодут стреляться. Авторы явно не принимают во внимание исторический неоднозначную роль женских батальонов, которую в фильме слишком уж идеализируют.
При этом, прошу ещё раз заметить, в фильме едва ли затрагивается, что на момент действия фильма война уже идет три года, что солдаты были психический изранены ей. Между тем, мы должны ещё и вспомнить, что в Первой Мировой у наших войск нередки были проблемы с боезапасами и снаряжением, что война велась по большей части, на относительно далёких территориях (это по сравнению с той же самой Великой Отечественной), потому неудивительно, когда и без таких проблем, в психологический тяжелейшей войне, у рядового солдата уже пропадает желание рьяно воевать.
А тут ещё и внутренний кризис в стране, совершенно дезорганизующий армию… В фильме, благо, последнее показано, но, как уже говорил, весьма однобоко: будто это только коммунисты, да солдатские комитеты у солдат отбили желание воевать. Да, отбили. Но это уже был последний удар по и без того натерпевшейся армии. К 1917 году войну вообще большинство населения и армия желали прекратить, во многом потому и Временное правительство пало, потому что стремилось «вести войну до победного конца».
Фильм же показывает ситуацию слишком односторонне, много недосказывая, вместо реализма отделяя место художественному вымыслу «патриотической» направленности (в данном случае, боюсь, даже можно употребить националистической/милитарской направленности). Мол, надо продолжать войну до победного конца, а то совсем мужикам коммунисты пропаганды наговорили идей о мире, уже, мол, должны женщины воевать… Гуманные ценности внятно отобразить в фильме или не получилось, или же вообще не планировалось.
Говоря об актёрском составе, скажу, что не везде роли девушек были убедительны, но, в целом, мне лично актерская игра не показалось плохой, в отличии от идеи фильма. Выделю особенно Марию Аронову, отыгравшую свою роль очень убедительно.
На счёт постановки скажу, что мне очень понравился Петроград, но вот боевые действия переданы уже посредственно, та же «Битва за Севастополь» в этом плане смотрелось более выразительно, хоть и до «хорошо» в плане постановок ей самой далековато.
В том же 2014, кстати, вышел английский фильм о Первой Мировой, основанный на реальных событиях — «Воспоминания о Будущем», где главный персонаж тоже женского пола, тоже показано, как из тыла девушка едет на фронт (правда медиком), но Первая Мировая, в целом, в этом фильме показана куда более глубже, драма намного психологичнее и реалистичнее, а художественное описание уже близко по духу к Ремарку, который лично для меня создал образцовое и сильнейшее описание Первой Мировой.
ИТОГ «Батальон» ощутимо где-то неточен, где-то недосказан в плане исторической достоверности. Исторический реализм в фильме уступает место художественному вымыслу, который, в свою очередь, на мой взгляд, по своей сущности посредственный, ибо в нём милитаристский посыл явно берёт вверх над гуманизмом и человечностью.
3 из 10
P.S. Впереди 2017 год — столетие Февральской и Октябрьской революции, которые переплетаются с Первой Мировой войной и находят своё отражение в «Батальоне». Очень хочется, чтобы в российском кинематографе эту тему, во-первых, хотя бы не обошли стороной, во-вторых, сценаристы и режиссёры угомонили бы милитаристские («патриотические») таланты и сняли кино без ярко выраженного политического контекста.