Гибель женщин- гибель России1 марта 1917 г Временное правительство, стремясь покончить с вопиющими порядками зуботычин и рукоприкладства царской армии, издает «Приказ №1» о создании солдатских комитетов, который, по словам генерала Деникина, «был первым, главным толчком к развалу русской армии». Чудовищный приказ глупых, напыщенных помещиков и банкиров, получивших на блюдечке огромную власть и стремившихся заигрывать с народом в либерализм и демократию. Нет, не большевики со своими пропагандистскими лозунгами привели к деморализации доселе почти непобедимой русской армии, они всего лишь сели на заранее подогретое для них место. Вся вина за развал фронта и последующий позорный «брестский мир» лежит именно на правительстве князя Львова, а за тем социалиста Керенского. Они своими неумелыми, нелогичными, подчас просто преступными, решениями привели Россию к краху – поражению в войне, торжестве большевизма и своему собственному низложению.
Смогли ли женские батальоны смерти и возвращение летом 17ого смертной казни за дезертирство вдохновить на ратные подвиги морально разложившееся русское воинство, а попросту – уставшего от войны неграмотного деревенского мужика, стремящегося быстрее вернуться домой, чтоб урвать кусок бывшей помещичьей земли? Конечно, нет. Батальоны смерти ушли на смерть, и пока женщины гибли в окопах от хлора, шли в жестокую штыковую атаку, мужички, потерявшие всякий человеческий облик из-за вседозволенности, бежали и бежали назад, подальше от позиций, которые еще год назад остервенело защищали от германского захватчика. Целыми полками бежали от двух-трех немецких рот. А как же знаменитая «атака мертвецов», как же «брусиловский прорыв»? Все забыто. Последнее наступление русской армии летом 17-ого при блестящей тактической подготовке и подавляющем превосходстве в людях и технике над австрийцами и немцами с треском провалилось. Солдатские комитеты лишь одними разъяснительными беседами и угрозами похлеще всякой вражеской артподготовки останавливали целые дивизии. После не удавшегося наступления, из-за окончательно развалившегося фронта, женский батальон Марии Бочкаревой, или то, что от него осталось, был расформирован, ибо некого больше вдохновлять своей смертью, да и не зачем.
Георгиевский кавалер Мария Бочкарева, крестьянка, беседовавшая с президентом США Вудро Вильсоном и английским королем Георгом V, страдавшая от побоев пьяницы мужа и водившая в атаку батальоны, словно сама «Родина Мать». Она из тех женщин, что шли за мужьями-декабристами в Сибирь, из тех женщин, о которых писал Некрасов, из тех женщин, кто рыл окопы и стоял у станков в Великую Отечественную и поднимал страну из послевоенных руин. Как здорово, что с легкой руки Игоря Угольникова из тысячи страниц русской истории к потомкам через кинематограф пришла именно она. В наше время, когда всюду искажается история в угоду грязной политике, такие фильмы и такие герои, нужны как никогда.
Некоторая постановощность в первой половине фильма с лихвой компенсируется великолепными видами Петербурга, а крепкие актерские работы на фоне потрясающих штыковых атак и траншейных битв в атмосфере полной безысходности создали для меня эффект присутствия и без всякого 3Д. Героини гибнут не картинно, не пафосно, а так, как и всегда бывает на войне – неожиданно, быстро, страшно и в этом выгодное отличие «Батальона» от западного кинопродукта. На глазах действительно наворачиваются слезы, когда окруженные медленно подползающими немецкими отрядами, русские женщины, выставив штыки молятся.
Вечная слава русской женщине и низкий поклон!
10 из 10