Фильм «Батальонъ»Сказать по правде, когда я увидел на афише среди продюсерского состава «Батальона» имя Ф. Бондарчука, то мои подозрения насчёт пафосности и идеологизированности данного произведения, имевшие место быть и ранее, стали ещё более осязаемыми. Однако, не так страшен чёрт, каким его малюют — не посмотрев сего фильма, не спешите с выводами. Фильм мне, скорее, понравился, чем нет. Во всяком случае, я бы мог его и пересмотреть: обладая недостатками, он не лишён и некоторых достоинств.
В «Батальоне», несомненно, присутствуют и пафос и идеология, но они даны дозированно, не лезут из всех щелей и потому почти не раздражают. Вместе с тем, некоторые сцены даже, наоборот, действуют воодушевляюще. Например, та, в которой офицеры, прибывшие в расположение части на фронте, предпочли сорвать с себя погоны, лишь бы только получить возможность вступить с немцами в сражение (решением солдатского комитета офицерам запрещалось участвовать в сражениях). Или сцена атаки женского батальона на фоне огненного вала, который женщины-солдаты сами устроили, как с целью деморализовать врага, так и отрезать самим себе путь к отступлению. Данные эпизоды смотрелись как раз не пафосно, а именно героически, в положительном понимании этого слова.
Конечно, не обошлось в фильме и без штампов, свойственных современным кинолентам о войне и закрытых коллективах. Таких, как, например, выяснение отношений между «новобраницами» в ходе казарменных разборок. Всё это было видено уже не раз, но в данном кино пришлось к месту, ибо стало хорошим поводом продемонстрировать лидерские и человеческие качества одной из главных героинь, командира батальона Марии Бочкарёвой. В данной ситуации унтер-офицер Бочкарёва оказалась на высоте, поставив на место не в меру зарвавшихся подопечных, моментально наведя порядок в подразделении и оставшись хозяином положения. А кроме того, женщина-командир не раз демонстрировала и свои положительные человеческие качества. Правда, в условиях самого боя М. Бочкарёва показана никакой, никак не влияющей на его ход.
Фильм не лишён мелодраматизма, из-за которого кажется, что он провисает и теряет динамику где-то в середине. Однако, следует помнить, что фильм «Батальонъ» — фильм, прежде всего, о женской доле, как на войне, так и вообще, а вовсе не исторический боевик о «русских амазонках» на фронтах Первой мировой. В ленте показана именно группа простых женщин и девушек русского общества начала ХХ в., происходящих из разных социальных групп, решивших по разным причинам отправиться в горнило мировой бойни, которая, кстати, назвалась в тогдашней России Великой отечественной войной. Что же касается мотивации «новобраниц», то, к сожалению, она осталась почти не раскрытой. Исключение составили только две молодые героини, представительницы дворянского сословия: у одной погиб жених, и она шла воевать, чтобы отомстить его смерть, а вторая решила последовать за своим возлюбленным-офицером. Вместе с тем, любовным переживаниям этой героини и её друга уделено очень мало внимания, и это хорошо, поскольку не отвлекает зрителя от основного. В целом же, «розовых соплей» как таковых, я в картине не усмотрел.
Нарекание может вызвать тот факт, что из заявленного в заглавии батальона на экране мы увидим всего лишь полтораста человек в учебке, из которых в окопах окажутся не более трети. Но основное даже не в этом. В целом, никакого размаха в фильме не видно: одна часть сцен в закрытых помещениях, несколько сцен на улице и на вокзале, а остальные — на маленьком клочке открытой местности, представляющей из себя зону боевых действий с прифронтовой полосой. Попытки создателей представить во всей красе разложение царской армии и революционную атмосферу 1917-го года не увенчались успехом. В качестве деморализованных русских солдат режиссёр с автором сценария предлагают зрителю лицезреть стадо из нескольких десятков великовозрастной небритой гопоты, «человеков, измученных шнапсом», ошивающихся толпой по прифронтовой территории и домогающихся внимания со стороны солдат женского подразделения.
Батальные сцены неоднозначны. С одной стороны, они, безусловно, слабые, ввиду малого количества сражающихся и полного отсутствия артиллерии, если не считать немецких мортир, стреляющих баллонами с отравляющими веществами (которые, с достойной зависти точностью, аккуратно ложатся в русские траншеи). В фильме всего два или три пулемёта (в том числе один «Максим» у наших) и совсем нет кавалерии и иных родов войск, кроме нескольких десятков пехоты у русских и немцев. Бои русских с немцами, в основном, носят рукопашный характер, приправленный беспорядочной стрельбой из винтовок и метанием ручных гранат. Однако, на экране явственно ощущается и напряжение, ярость боевой схватки и её динамизм. Наши доблестные (без сарказма) героини храбро колют и стреляют германцев, без истерик и так же спокойно, без героических поз и пафосных речей, умирают от немецких пуль и штыков. Истерика их накрывает только после сражения, когда наступает время «считать павших, товарищей считать». Весьма сильное впечатление на меня произвела сцена в конце, когда женский отряд, ощетинившись винтовками, сгрудился в траншее и напряжённо молчал, слушая, как немцы подкрадываются к нему с двух сторон (даже слёзы на глаза навернули).
Большинство актёров сыграло средне. Из исторических персонажей создатели фильма попытались хоть как то прописать только одного — А. Ф. Керенского, председателя Временного правительства. И прописали его, надо сказать, весьма однобоко, предубеждённо и поверхностно. Мелькающий в кадре генерал А. А. Брусилов (Верховный главнокомандующий на тот момент) — не более, чем живая декорация, без характера, слов и действий. Но из остальных я бы выделил для себя, кроме Марии Бочкарёвой, достойно исполненной Марией Ароновой, ещё одну героиню, Веру, в исполнении Валерии Шкирандо. Как исторический фильм, «Батальонъ» получился довольно-таки средненьким, чуть ли не убогим, но как человеческая драма — намного лучше.
И всё бы ничего, но один эпизод не смог примирить меня с этим фильмом до конца. Речь идёт о зверском избиении М. Бочкарёвой её мужем, солдатом, служившим в соседней части. Наряду с самим фактом руко/ногоприкладства, омерзение у меня вызвало и то, что наблюдавшие эту позорную сцену десятки других, с позволения сказать, мужчин, никак не пытались защитить эту достойную во многих отношениях женщину от этого проявления семейного насилия. Мало того, складывается такое впечатление, что создатели фильма даже одобряют подобное обращение, относясь к нему как к должному, ведь муженёк так и не понёс заслуженного возмездия, а показан в конце идущим в атаку. Для меня его образ — также образ врага моей Родины, внутреннего врага, хуже немца, представляющего собой до сих пор неизжитый позор моего народа и моей культуры.
6 из 10