Алогичная претензия на большой стильМассированная реклама и хвалебные оды - отнюдь не залог того, что зрители повалят в кинотеатры. Продюсер Угольников решил повторить успех 'Брестской крепости', но не учел, что Великая Отечественная Война зрителю ближе, чем Первая мировая. Так что сборы картины куда ниже, чем ожидалось. Да и сценарий, несмотря на то, что им занималось аж четыре человека, надо было переписывать снова и снова, доводить до ума, потому что он - самое слабое место этой картины.
Режиссер Дмитрий Месхиев снял два замечательных фильма, с которыми войдет в историю российского кинематографа - 'Свои' и 'Механическая сюита'. 'Батальонъ' - его громкий, нашумевший еще до премьеры, провал. Кто-то скажет - какие претензии к режиссеру? Снято ведь хорошо. Снято хорошо. Даже складывается ощущение, что режиссер смакует убийства женщин. Они показаны красиво и тщательно. Крупным планом. Вот только Месхиев лично приложил руку к сценарию. Да и выбирать хорошие сценарии - задача не только продюсера, но и режиссера.
Я с ужасом думаю, что ведь, скорее всего, чтобы отбить деньги, поступят как со многими фильмами в последнее время - дополнят и сделают из 'Батальонъа' сериал. Проблема заключается в том, что картина настолько скучная и затянутая (два с лишним часа экранного времени), что если из нее сделать сериал, это и вовсе будет несмотрибельно.
Претензии к сценарию - постоянные рояли в кустах и отсутствие логики. Боюсь уйти в спойлеры, но поведение персонажей не поддается никакому объяснению. Баба-солдат вдруг рыдает, как ребенок, надрывно - хотя должна была привыкнуть к трупам - она воюет многие годы. Потом она, что характерно, ведет 'батальон смерти' (так он называется в исторических документах) в атаку, забыв об истерике. Солдатский комитет не желает поддерживать воинственные настроения Временного правительства, но вдруг резко меняет свое мнение. В общем, сплошные несостыковки.
Мария Аронова играет хорошо. Вот только ей приходится все время рисовать характер, слишком противоречивый, чтобы в него можно было поверить. Фальшак и еще раз фальшак.
Конечно, сценаристы постарались создать так называемый большой голливудский стиль. Даже кое-где в начале раскидали гэги, которые впрочем не спасают беспомощность постановки.
Ко всему прочему, авторы фильма твердо стоят на позициях: дворянство - цвет общество. А народ - сплошные скоты, 'твари и подонки', как их называет один из унтер-офицеров. Между тем, как известно, многие твари и подонки героически сражались за Родину в Первую мировую. Точно так же, как многие дворяне воевать отказывались. Но в картине народ показан, как сборище подлых негодяев. В результате, лучше всех, на мой взгляд, сыграли Кирилл Полухин - председатель Солдатского комитета, не желающий умирать за офицерье и дворянчиков, и Артур Ваха - представитель трудового народа.
Это не просто плохое кино. Это кино с претензией на большой стиль. А значит, плохое вдвойне.
3 из 10