Маманя-комбатМоя рецензия будет отличаться от большинства других, я просто посмотрел фильм и сравнил исторические факты.
В виду того, что Первая мировая война была в нашей стране забыта, из-за политической конъюнктуры, долгое время называлась «империалистической», то только в последние годы, о ней стали вспоминать с другой точки зрения. Снова стало модным, вспоминать бывших участников той войны, издавать воспоминания участников, исследования той войны, проклинать наших бывших союзников по Антанте (англичан и французов), воспевать белое движение, хотя и со стороны красных, воевало в Гражданскую немало участников той незаслуженно забытой войны. В прочем, о чём это я?
И вот, в прошлом году вышел первый такой значительный фильм о героях Первой мировой, «Батальонъ». Первый, потому что «Адмиралъ» больше байопик с элементами мелодрамы, похожий на житиё Колчака. Прям белым и пушистым был Верховный правитель (sic!) России, икона такая. Но про Великую войну (как её называли современники), там рассказано очень немного и то, про участие главного героя в ней. Сериал Хотиненко «Гибель империи», с прекрасными актёрами, замечательной режиссурой, тоже не в счёт, так как там мы видим, тоже целую кучу событий, которые объяснены однобоко. Мол, шпионы-большевики развалили такую великую страну. Частично с этим можно согласиться, но нельзя же показывать историю так прямолинейно? Одни эмоции, мало фактов, истории про немецких шпионов-большевиков, уже 100 лет ходят по страницам книг многих историков.
Итак, вышел «Батальонъ». Именно так с твёрдым знаком на конце. Жалко остальные титры не сделали по дореволюционной орфографии. Так было бы интересней. Но перейдём к фильму.
Лето 1917 года. Первая мировая война. В России уже произошла Февральская Революция, появилось Временное правительство, но Россия всё равно ведёт войну. Пошёл четвёртый год войны, но… армия воевать не хочет, повсюду солдатские комитеты, решающие вместо офицеров, идти или не идти в атаку, в общем разброд и шатание. Наступление Западного, Юго-Западного и Северного фронтов захлебнулось. И чтобы решить эту проблему, в Петрограде принимают решение создать женские ударные батальоны. Создают с целью повлиять на мужчин, мол бабы воюют, кровь проливают, а вы дармоеды только умеете пить и бастовать. Хотя на фронте ввели смертную казнь, но… слишком уж боялись расстреливать тогдашние командиры. Да, до заградотрядов в нашей армии ещё не додумались, решили действовать таким способом. У нас до сегодняшнего дня о женских батальонах было известно, что они защищали Зимний, в октябре 1917 года. В этом фильме немного приоткрыта история создания женских ударных частей.
Унтер (позже поручик) Мария Бочкарёва – реальное историческое лицо. Она попала в действующую армию, по прошению императору Николаю II. Она один из командиров женских ударных частей. Марина Аронова просто идеально вписалась в роль. Если говорить начистоту, то никого кроме неё представить в этой роли, я не могу. Ну хоть убейте, никак не получается. Железная снаружи, внутри она остаётся такой же простой, несчастной русской женщиной, терпящей несносного мужа. Момент с избиением её мужем на фронте, просто тяжёлый.
Замечу что противостояние солдатского комитета и женского батальона, прям таки навязывается через весь фильм. Но на этом противопоставлении, мы можем себе представить, до какой степени, был развален фронт. Это было в действительности. И за это надо сказать спасибо Керенскому и временному правительству с его «Декларацией прав солдата и гражданина».
Керенский в исполнении Марата Башарова, мне понравился. Хотя я и не поклонник таланта Башарова. И причёска, и внешнее сходство. Экранного времени не так уж и много у Керенского, но здесь он выглядит натуралистично. Если сравнивать Башарова с другими актёрами игравшими Керенского, например Михаилом Ефремовым («Романовы: венценосная семья»), Виктором Вержбицким («Адмирал»), то их Керенские, ну просто никакие.
Мария Кожевникова в роли генеральской дочки и бойца батальона смерти… ну не впечатлила она меня. Рахманова впечатлила больше, еврейка впечатлила больше, но депутат Госдумы, здесь самое слабое звено. Даже стрижка и выправка, её тут не спасают.
В эпизодах также хорошо сыграли Евгений Дятлов, Владимир Зайцев и Артур Ваха. Правда в некоторых эпизодах, у меня появились вопросы. В моменте, где герой Дятлова, полковник по требованию полкового комитета, снимает погоны перед атакой. Я сомневаюсь, что офицер, тем более Генерального Штаба, срезал с себя погоны, по требованию какой-то голытьбы? Уж слишком всё это выглядит, по крайней мере странно, если не сказать по-идиотски.
Замечу что в некоторых моментах, события с братаниями немцев показаны достаточно убедительно. Да в моменты всеобщей анархии и тем более на фронте, действительно немцы придумали такой способ ведения разведки. Не надо лезть под пули, резать колючую проволоку и постоянно рисковать жизнью. Залез себе в окоп противника, крикнул несколько лозунгов, пьянка и казалось бы не было трёх лет тяжёлой войны с вытекающими из неё социальными потрясениями.
Жалко, что не показано в фильме наших боевых генералов. Командующий Петроградским военным округом генерал Половцев? Так он и на фронте ни разу не был. Весь 1917 год в кабинете, в штабе округа, на Дворцовой площади просидел. Где Корнилов?? Где Брусилов? Где все?! Разве не он командовал Западным фронтом летом 1917 года. Тут он показан человеком, каким-то незначительным. А то по фильму, видно что наша кабинетно-паркетная свита (за исключением полковника в исполнении Дятлова), вот-вот силами женщин, чуть не выиграла войну, но мерзавцы-большевики помешали. У меня по крайней мере, сложилось такое мнение.
Да показана жертвенность женщин – бойцов, их храбрость, презрение перед смертью. Но в фильме опущен факт, что женские батальоны смерти, после провального летнего наступления, были отведены в тыл, для охраны стратегических объектов и прочих малозначительных задач. Из-за высоких потерь. По некоторым данным эти подразделения теряли до 90 % личного состава в течении боя. Для сравнения казачьи части 40 %. Но я не собираюсь сравнивать наспех обученных женщин, с войнами – конниками. Они исполнили свой долг перед Родиной. Жалко что не дан ответ на один вопрос. За что погибали эти молодые девушки и женщины? За Керенского? За прогнившую власть ничего не решавшую? Но создатели фильма дали нам возможность ответить на этот вопрос. В женские ударные части, как точно замечено в фильме, шли по разным причинам, и не только представительницы низших социальных слоёв.
В общем, Дмитрий Месхиев снял неплохое военно-историческое кино, но по-моему слишком поверхностно всё показал в нём. Заставка в начале фильма «Военно-историческое общество» выглядит солидно, но мне показалось, что консультанты сей организации о многом умолчали или забыли. Но даже несмотря на это фильм удался. Реалистичная, даже жестокая местами картина.
8 из 10