Место бабы на этот раз не на кухнеПротивники победившей в десятых годах XX века революции с возмущением заявляли, что
'к власти пришли кухарки' (кстати, реальность была недалека от столь ироничной политической шутки: Сталин, к примеру, был сыном сапожника). Но, когда случилось так, что многострадальную нашу страну постигло сразу два беспредельных кровавых безумия: участие в Первой мировой, и захват власти большевиками; и, когда (тогда ещё) Российская Империя находилась между Сциллой и Харибдой, уносящими миллионы жизней; сложилась уникальная военная ситуация, которая по каким-то причинам до недавнего времени не была никем экранизирована - хоть и не к власти, а на войну, были отправлены те, кто, быть может, тоже немалую часть жизни провели за готовкой еды. В отличие от событий фильма 'Сволочи', где мы видели, как на войну отправили детей, считаемых биомусором, способным только на принесение вреда; из-за чего на фильм обрушился шквал негативной критики, поскольку того, что более толерантные зрители либо всерьёз оценивали высоко, либо снисходительно называли 'интересной чушью'; в реальной жизни не происходило, а являлось художественным вымыслом сценариста; в 'Батальоне' показали то, что является признанным историческим фактом.
'Женский батальон смерти' (само название полка, существовавшего в реальности, звучит брутально и фантастично) был своего рода
карательным отрядом, отправленным в атаку на немецкие войска, пользующиеся полным моральным разложением российских боевых отрядов, члены которых (традиционно, мужчины, притом обученные в армии) не знали, что их ждёт и в своей стране, и в логове врага, поскольку ситуация была критическая; и было уникальной идеей использовать в качестве боевой силы лучших представителей (точнее,
представительниц) женской половины государства, находящегося в опасности быть разрушенным до основания. Как и в 'Сволочах', только там дети, а здесь женщины; разумеется, не брали всех женщин и девушек подряд (это же не комедия 'Полицейская академия', по сюжету которой, юмора ради было придумано брать в полицию даже полных дураков и разгильдяев): мы увидим сцену с отбором в полк, что я опишу ниже, после чего годных к службе представительниц прекрасного пола, готовых прекрасно разгромить непрошеных гостей, предстояло в короткие сроки обучить тому, чему, традиционно, парней, годами обучают в армии. Таким образом, умело расходуя солидный бюджет в $ 10 млн., авторы фильма показали, пусть и не супер-блокбастер на военную тему, но просто очень качественную военную постановку.
Итак, Первая мировая и гражданская. Из тюрем отпущены преступники всех мастей, войска деморализованы, творится беспорядок на фронте и в тылу. Власти набирают женский батальон смерти для подавления этих беспорядков и войны с немцами. Первая девушка, показанная, как отправившаяся в батальон, получила известие о смерти жениха, и ей нечего терять. При наборе строгий возрастной и медицинский ценз. Диалоги между новобраницами не лишены юмора: фразы типа
'Я не толста - я здоровА!' или
'выстраивайте нас по титькам!' уйдут в народ по-любому. В новоявленном полку сразу начинаются трения и делёжка мест, что довольно быстро пресечёт героиня
Марии Ароновой. Героиня
Марии Кожевниковой Наталья Татищева проявит мужественный, свободолюбивый и справедливый характер. Из батальона будут выгонять всех, кто не соответствует требованиям, не подходит по здоровью (в том числе, если 'больные дни' проходят болезненно), и всех, кто чем-то недоволен. Та, что 'не толста, а здорова', будет показывать свою недюжинную силу при обучении военному делу, что тоже может вызвать смех, а сцена с обучением драться выглядит жестоко, ведь новобраницам приходилось бить друг друга, чтобы научиться этому нехитрому искусству, которое пригодится в войне с немцами, которые, по словам Бочкарёвой, 'не будут ждать, пока женщины перелезут через препятствие'. Одна из девушек пытается выпросить разрешение на встречу с парнем, в итоге 'вылетит' из батальона за донос. Бочкарёва попадёт под арест за чрезмерно жёсткие воспитательные меры, но весь батальон, несмотря на её строгость, проявит преданность к начальнице. Наталья оказывается беременной и отправляется домой. 'Бой-бабы' сталкиваются с отрядом обычных солдат-мужчин, которые ведут себя как быдло, но один из них защищает женщин, заявляя, что они 'свои'. Первое обнаружение немецких шпионов обернётся первой трагедией в полку...
Те, кто смотрели данный фильм в кинотеатре, несмотря на удовольствие от просмотра военного боевика на большом экране, сами не зная того, теряли примерно треть информации картины, которую авторы припасли для последующей трансляции
расширенной трёхчасовой, разбитой на 4 серии, версии по ТВ, которую можно увидеть также в Сети. Точно не скажу, какие именно сцены не вошли в киноверсию, но факт тот, что после пересмотра в полном варианте, моя оценка повысилась ещё на балл. Учитывая, что много экранного времени ушло на эпизоды с 'жёстким кастингом', разборками в полку и 'отсеиванием' всех, кто не готов к боевым условиям, неудивительно, что первая значимая батальная сцена происходит только в третьей серии, но это довольно зрелищная битва, состоящая из газовой атаки, перестрелки и штыковой атаки. Что же касается пафоса, в чём стало модно у нас обвинять военные фильмы, то спешу заверить, что высокопарных выражений здесь не столь много, как в особенно обвинённом по этой части 'Сталинграде': конечно, ни один современный военный фильм не обходится без громких речей и лозунгов, а также воинственных криков - пора к этому привыкнуть, но здесь могу припомнить только одну фразу главной героини, увидевшей, как нерадивая 'солдатка' брезгует скудной едой:
'Это солдатскую кашу так плевать? А на войне землю жрать будешь! Вон из батальона!' - но согласитесь, так 'сказануть' может любой строгий прапорщик или майор - это же война, в конце концов. На самом деле сильное кино, которое признали, пожалуй, все, кроме ранимых пенсионеров, которым не по душе даже малейшие сцены насилия, без которых обходились в советском военном кино. Такие фильмы, как этот, доказывают, что наше военное кино живо, и я рад, что 'Батальонъ' получил свой заслуженный высокий рейтинг. И даже
участие 'Аллочки из Универа' не повлияло на критику зрителя, да и не должно было, поскольку Кожевникова старается, хотя для многих она наверняка останется той дурочкой, гонявшейся за богатыми 'папиками' в молодёжном сериале. Серьёзные роли пошли многим актрисам из гламурных ситкомов, это означает их рост и продвижение в кинематографе. За который берёт гордость при виде таких мощных фильмов, как этот.
9 из 10