Двойственные чувства«Батальон» посмотрел не в момент выхода на экране, обилие рекламы и восторженных высказываний от «уважаемых» людей меня оттолкнули от него. И тут решил все таки оценить фильм о котором много говорили, и как то подзабыли сразу после просмотра зрители. Самым большим минусом фильма является восторженный ура –патриотизм в его сценарии. Тут говорить особо нечего, создатели были вынуждены снимать заказчику подобную клюкву, которую смотреть было неинтересно и обсуждать нечего. Но зато смогли компенсировать это показом жизни добровольцев и сценами с фронта, вот тут и начинается то, что меня зацепило в фильме. Это безнадежность попыток спасти фронт и продолжить войну летом –осенью 1917 года.
(Кратко о ситуации в стране в то время, после февральской революции в Петрограде и отречения императора Николая II, власть сдала позиции и в законодательно-административном плане, так и в военном. Март-апрель 1917 года это кровавый эпизод на фронтах, когда офицеров убивали только за то, что они офицеры, особо лютовали солдатские комитеты на Северном и Западных фронтах, где солдаты сидели в окопах уже два года не наступая, но и не отступая, не понимая ни целей, ни задач войны. Массовое дезертирство приобрело неотвратимый характер, и поднять в наступление даже более менее благополучный юго-западный фронт не удалось. Провал июньского наступления 1917 года стал моментом невозврата к продолжению войны, и любые попытки Временного правительства продолжить войну были обречены на неудачу, и по факту предопределили октябрьский переворот большевиков под лозунгом «Долой войну»). Сформированный женский батальон доброволец под командованием Бочкаревой принял участие в последней неудачной попытке перейти в наступление Западного фронта, как раз об этом эпизоде войны и повествует фильм. Желание женщин сражаться за родину было встречено насмешками деклассированных и распропагандированных солдат мужчин. Жесткость изображения сцен боев, смерти и отношения к женщинам только подчеркивало безысходность попыток продолжить войну, особо паскудно выглядела сцена избиения Бочкаревой ее мужем, и безучастные лица солдат, когда бьют награжденную боевыми наградами женщину в офицерских погонах. И чтобы сейчас не говорили о большевиках разложивших фронт и не говорили ура патриоты об упущенных возможностях, на тот момент не было власти способной сплотить народ и обуздать бесчинства, воевать никто не хотел. И показано это было предельно ясно в фильме (наверное Дмитрий Месхиев, глубоко уважаемый мной, таким образом заложил мину в ура-патриотическое кино).
Великолепная актерская игра Марии Ароновой сыгравшей Марию Бочкареву, сумевшей передать неоднозначный и трагичный образ своей героини. Про остальных актеров не буду говорить ни плохого ни хорошего, отдельные сыграли хорошо, другие популярные медийные лица непонятно, что изображали.
При всей клюкве, ура-патриотизме и ангажированности актеров я нашел в фильме «свое», что меня зацепило и понравилось, именно то что передавало атмосферу времени. Именно поэтому чувства у меня двойственные по отношению к «Батальону», но я хочу видеть в нем все таки положительное.
7 из 10