Батальон смерти«Батальон» - это фильм Дмитрия Месхиева о женском батальоне, участвовавшем в Первой Мировой войне и впоследствии названным «батальоном смерти».
Действие фильма происходит во времена, когда Россия переживает переломный момент. Самодержавие свергнуто, армия расшатана, и очень справедливо и даже убедительно звучат слова одного из персонажей о том, что страна разваливается, так для кого же ее спасать?
Я бы не сказала, что это кино одержимо идеей патриотизма. Как раз в отличие от фильмов, проповедующих несгибаемый дух истинного патриотизма, здесь есть как патриоты, так и те, для которых войны не существует, которым «домой охота». Конечно, такое противопоставление хороших-плохих в духе чистого классицизма сначала вызывает какие-то сомнения. Не может же быть так, чтобы вся «солдатня» была неспособна воевать! Но сомнения рассеиваются, ведь по ходу действия начинаешь понимать, что у режиссера совсем нет цели сравнивать плохое и хорошее и тем более женщин и мужчин.
Не все солдаты-мужчины представлены мерзавцами, хотя конечно, есть и такие. Особенно запомнилась сцена избиения Бочкаревой собственным мужем. Столько жестокости, злобы было в этом избиении, как будто в образе Бочкаревой герой втаптывал в грязь не ее, а то, что происходило на войне, весь ее ужас и страдания. Бочкарева в этом случае выступила и врагом, который хотел отнять у солдат их свободу, а может и жизнь, ведь она хотела заставить их воевать.
Вызывает сомнения то, что в финальной сцене вся армия побежала защищать батальон девушек по примеру двух-трех старших офицеров, сорвавших с себя погоны (по закону военных комитетов офицерам не разрешалось участвовать в боевых действиях), хотя раньше ни один из солдатов не собирался идти в бой и ни один не бросился на защиту женщине. Что это – воодушевление, реакция на живой пример? В реальности это слишком сложно представить.
Самая яркая сцена, на мой взгляд, сцена с «подушкой»: в то время как Бочкареву с ужасающей жесткостью избивает муж, офицер армии лежит в комнате на кровати, закрывая голову подушкой. Наблюдая за офицером, чувствуешь его бессилие, трусость. И вызывает он даже не осуждение, а жалость.
Эта сцена отражает всю слабость, всю неспособность офицеров противостоять настоящим лидерам армии – предводителям солдатских отрядов. Отсутствие целей, мотиваций, инстинкт самосохранения, а в придачу и немецкий шнапс – все это развратило солдат, сделало их «солдатней», не способной ни на что.
Образ этого офицера олицетворяет качества всей верхушки: слабость, трусость, непонимание того, за что бороться, отказ от борьбы – ведь уже ничего не исправишь.
Однако есть и другие взгляды на русскую армию. Образ Керенского пропитан лишь одной идеей – верой в победу, несмотря на все разложение русской армии. Его яростное сопротивление реальности, нежелание слушать правду, даже в какие-то моменты становится смешным. Но может быть, в этой надежде на русскую армию и заключается что-то более глубокое, истинное?
Он надеется на то, что присутствие женщин в армии укрепит дух солдат, не более. Кажется явным тот факт, что он не верит в способность женщин по-настоящему воевать, и тем более, побеждать.
О грядущей погибели женского батальона и вообще присутствия женщин на войне говорится не мало. Фраза одного из солдат «Куда ты девочек ведешь? На погибель, на смерть?» становится чуть ли не ключевой. И с самого начала фильма понятно, что другого выхода нет и не может быть.
В «Батальоне» было достаточно много крови. Сейчас многие военные фильмы – как наши, так и зарубежные - стали прибегать к приему «кровопролития». И я для себя даже не могу решить, хорошо это или нет. Хорошо это тем, что вызывает в зрителях эмоции – ужас, страх или отвращение – но в любом случае развеивается миф о том, что война – это что-то великое. Война предстает в фильме жестокой, беспощадной, не жалеющей никого, даже молодых, даже девушек.
Война – это страшно и противоестественно, это обесценивание человеческой жизни, и любой, кто увидит сцены «штыки в штыки», поймет это. Еще я заметила, что русские фильмы про войну часто пропитаны каким-то особенным, национальным страданием, разрывающим душу, ведь страдание и жалость – одни из главных черт русского менталитета.
Любовная линия мне показалась нераскрытой и где-то даже скучной. К примеру, сцена у поезда, когда девушка склоняется над раненным женихом и почти опаздывает на поезд. Другие человеческие отношения переданы более эмоционально. В фильме есть и подлость, и доносы, и всеобщая преданность, которая вызывает неподдельное уважение к Бочкаревой.
Встреча с немецким шпионом раскрывает доверчивость, незащищенность девушек от настоящей войны. В тот момент, когда героиня остается один на один с немцем, она испытывает страх и понимает, что с ним надо быть осмотрительной, но в душе не видит, не чувствует в нем врага.
Марию Бочкареву, основную героиню «Батальона» играла Мария Аронова. Бой-баба, справедливая, но суровая начальница, беззащитная перед лицом войны женщина – все это было сыграно бесподобно, надо отдать ей должное. Та сцена, когда Бочкарева держит на руках убитую немцем девушку, вызвала у меня слезы. Ее рыдания, так похожие на смех, – проникнуты таким страшным, нечеловеческим страданием и болью.
Остальные актеры мне показались невыразительными. Мария Кожевникова предстала передо мной в новом свете, но особых эмоций ее игра не вызвала. Так же как и в случае с Маратом Башаровым.
В целом фильм впечатляет. И несмотря на отдельные недочеты фильм стоящий.