Зеркало поколенияКалька с нашего времени, своеобразное зеркало поколения перенесенное на сто лет назад. Однозначная картинка, которая складывается после просмотра фильма «Батальон».
Вот видит бог не хотел писать никаких рецензий на этот фильм, уж очень тема болезненная и многогранная. Вообще не хотел его оценивать, потому что мне, человеку историю любящему и знающему, мне очень сложно дать объективную оценку «киношным» компонентам фильма: сценарию, актерской игре, режиссуре, уместности спецэффектов, натуралистичности. И сложно именно потому, что в фильмах исторических, претендующих на открытый урок истории, всегда ключевым моментом для меня было именно соответствие исторической действительности. Но я обещал себе и весь фильм я одергивал себя при любой мысли пнуть авторов за наигранность, не правдоподобность, за девочек, таскающих неподъемные пулеметы, за беременность, не обнаруженную на медосмотре, за уж слишком преувеличенную очередь в немыслимое, по тем временам, женское воинское соединение. И знаете, я одергивал себя язвить по поводу любых недочетов, потому что сначала шел на кино о своей любимой эпохе, а потом нашел другую причину: кино то это появилось своевременно и не зря так обласкано министерством культуры. И я понимаю, что на все эти незначительные недочеты можно закрыть глаза, ведь нивелируются они идеей, сутью фильма.
Вот смотрю я кино, начинаю немного уставать от всё-таки затянутого и уже слишком патетического сюжета и что я вижу: мужики не хотят воевать, мужики спокойно реагируют на иностранную интервенцию, мужики организуют всякие общества защиты прав человека, мужики стремятся поделить добро и женщины начинают заниматься мужской работой, выполнять мужские обязанности. Начинаются стоны об «обабивании» мужского рода, о том, что мужики забивают на законы справедливости и чести и стоны перерастают в крики, и крики исключительно женские. Вот мужик избивает женщину, все спокойно смотрят и даже поддерживают это. И тут я осознаю, что смотрю новости первого канала или читаю сегодняшнюю газету, попал на «Пусть говорят» или «Дом 2», а может просто пропускаю стаканчик латте со своими знакомыми, которые не понимают, зачем нам защищать Донбасс. Отряхиваю голову. Нет, нет я сижу в кинотеатре и смотрю фильм, действие которого происходит в 1917 году.
Один вопрос, который меня мучил до последнего момента «Зачем?». Ближе к концу я стал уставать от моральной пустоты. Авторы кидают весь батальон и зрителей вместе с ним на штыки безразличия и слишком больно хлестают этим «Зачем?». Зачем женщины здесь? Зачем им эта война? Зачем неспособных воевать отправили на фронт? Зачем эти неспособные начинают наступать, если войны то уже, считай, нет. Аргументы пацифистов, мужиков с красными бантами, слишком убедительны: «в родных деревнях землю без нас сейчас делить начнут, а мы сражаемся тут с простыми немцами, с такими же несчастными солдатами, как и мы, оказавшимися на ненужной никому войне. И эту тяжелую телегу с вопросом «Зачем?» режиссер толкает в гору. Кульминация на пике этой горы: фронт спасают не бабы, кинутые на передний край. Не хватило их. Последним аргументом для подъёма на борьбу для мужичков с красными бантами стала доблесть ненавистных офицеров, которые срывают погоны и идут спасать и женщин, и Родину.
Может в этом и был ответ на вопрос, а что спасет Россию? Неужто бабы? Да, нет. Всё-таки честь, честь настоящего русского человека, настоящего патриота. Честь и доблесть людей, еще не продавших свою совесть.