Виджиланте выходит на верхушку наркобизнесаВ 1987-ом году вышла уже четвёртая часть франшизы «Жажда смерти», снятой в жанре криминального триллера. И в этом фильме произошли некоторые заметные изменения, о которых стоит упомянуть и по совокупности выразить своё субъективное мнение обо всём увиденном, после чего и появится средняя оценка фильму вместе с соответствующим цветом рецензии. Уже исходя из названия можно обратить внимание, что только в четвёртой части появился подзаголовок, а до этого создатели ограничивались только припиской числа. И этим подзаголовком в официальной версии стало слово «Наказание», а в переводе на пиратских видеоносителях встречается слово «Разгром». Честно говоря, таким способом многие пытаются заинтриговать зрителя, при этом дать волю его фантазии, чтобы он немного задумался о его сюжете. В «Наказании» или же «Разгроме» содержится только интригующее звучное слово, но характеристику сюжету это не придаёт, особенно это понимаешь, когда уже посмотришь фильм.
Более обращающим на себя вниманием стал факт смены главного режиссёра-постановщика. Доселе все три части «Жажды смерти» снимались под руководством англичанина Майкла Уиннера и эти фильмы были четвёртым, пятым и, соответственно, шестым в совместной работе Уиннера с актёром Чарльзом Бронсоном, который опять же участвовал во всех частях франшизы, но в отличие от режиссёра Бронсон остался сниматься и дальше. На замену Уиннеру пришёл ещё один англичанин — Дж. Ли Томпсон. Сейчас имя этого режиссёра несправедливо позабыто, а ведь это тот человек, который снял известные картины в 60-х и 70-х годах, такие как «Пушки острова Наварон», «Мыс страха» и «Золото Маккенны», где везде играл Грегори Пек, плюс Томпсон снял два фильма для франшизы «Планета обезьян». Скажу, что эта смена не особо как-то повлияла на общий расклад в «Жажде смерти». Ставка была сделана на всё то же: брутальная фактура главного героя и его зоркий глаз и твёрдая рука, сжимающая пистолет, и переживание и понимание его, когда он выходит в очередной раз отстреливать различных негодяев.
За создание нового сценария опять взялся новый человек (все части пенталогии «Жажда смерти» были написаны разными людьми, которые руководствовались персонажами писателя Брайана Гарфилда). И им стал не самый известный сценарист Гэйл Морган Хикман. По своему замыслу он лихо и даже рискованно сменил концепцию «Жажды смерти». Во всех предыдущих частях зритель привык к тому, что главный герой становится на путь убийцы только потому что таким образом он находил в себе силы дальше жить, он взял на себя право быть судьёй и никто его за это не осудит, ведь полиция бездействует. В «Наказании» Пол Керси (так зовут героя Чарльза Бронсона) оказывается уже не мстителем-одиночкой, а самым настоящим наёмником. Есть, конечно же, факторы, которые повлияли на такой выбор Пола Керси по прозвищу Виджиланте, и мирный человек, законопослушный гражданин поймёт и даже поддержит действия и решения Керси, но всё-таки мы больше привыкли к тому, что он ночной охотник, а тут он становится марионеткой. Ну хотя бы таковым его считал главный антагонист картины. Кому-то такое изменение понравится, кому-то нет, а если говорить субъективно, то спасибо можно сказать хотя бы за попытку что-то обновить в конвейерной франшизе.
Но вот как-то с таким условием по замыслу сценариста почему-то мгновенно усох и состарился образ, который столь удачно до «Наказания» эксплуатировал Чарльз Бронсон. Возможно, что на это повлияла смертельная болезнь жены Бронсона Джилл Айрлэнд, которая снялась с ним вместе во втором фильме «Жажды смерти». Однако это не афишировалось, поэтому ничего не знающий зритель всё же подметил, что Бронсон понемногу начал сдавать позиции и это уже вовсе не тот Виджиланте, у которого взгляд был как у озверевшего человека и от такого пощады ждать не приходилось. Но всё-таки не всё же время с готовностью каждый раз нажимать на курок, заканчивая жизни преступников, орудующих на ночных улицах, надо было бы Виджиланте позаботиться о приемнике. Кроме Бронсона на себя обращает внимание своей игрой Джон П. Райан, но, собственно говоря, это только потому что у него был весьма неплохо прописан персонаж, над ним всё же сценарист тщательно поработал. Кэй Ленц была красива и стильна для той эпохи, но сыграть хотя бы на уровне Бронсона ей было не суждено. Ну обратим внимание на то, что здесь в эпизодах присутствуют Дэнни Трехо, Марк Пеллегрино и Митч Пиледжи, позже ставший известным за роль помощника директора ФБР Уолтера Скиннера в сериале «Секретные материалы».
Что же, постепенно, как это часто бывает, франшиза начала приходить в профнепригодность. Конечно стоит похвалить режиссёра «Наказания» Дж. Ли Томпсона и сценариста Гэйла Моргана Хикмана з то, что они хотели вдохнуть новую жизнь во франшизу, но, к сожалению, от этой роли, скорее всего, устал уже сам Чарльз Бронсон. Зритель всё также хорошо принимает его персонаж Пола Керси, талантливого архитектора, вставшего на путь мщения, убивая преступников, и вот он дошёл даже до крупных боссов мафии в этой части франшизы, но заметно, что без молодой крови «Жажде смерти» оставалось совсем немного, так что всех хватило на ещё один фильм и на этом всё закончилось и, наверное, это правильно.
6 из 10