Вполне доброкачественная работа латиноамериканского режиссёра Джо Кастро, возможно, единственная в его фильмографии, которую могут посмотреть не только зрители из нишевой аудитории. Этот фильм никакой не трэш, а скорее авангардный триллер с драматическими элементами, рисующий безрадостную жизнь наркомана со стажем Джека. Он под воздействием наркотиков постепенно превращается в асоциальную личность, а все его устремления - достать очередную дозу. Сценарий фильма, автором которого выступил опытный Дэниэл Бентон, много работавший на телевидении, отличается нелинейным повествованием. Он как бы последовательно разворачивается в прошлое и будущее, начиная от первого убийства, совершённого обезумевшим Джеком. В прошлом мы видим Джека ещё вменяемым. Смерть его друга от наркотиков вовсе не остановила Джека, зато именно друг стал тёмной стороной сознания героя, подталкивая его к насилию.
Будь это только драма о жизни наркоманов, то малобюджетная работа Кастро (её вполне нестыдно показать на каком-нибудь второстепенном кинофестивале, так как для полулюбительского кино это вполне профессиональная картина), конечно, проиграла бы таким фильмам, как 'На игле' и 'Реквием по мечте'. Но фильм Кастро всё-таки триллер, а потому тут будут галлюцинации героя, выполненные при помощи вполне пристойной анимации, неприятные физиологические изменения (по натурализму фильм Джо Кастро далеко опередил 'Реквием по мечте') и, конечно, убийства, совершённые Джеком в течение одного дня на складе, где он раньше работал сторожем. И жертвами его становятся люди, которые именно в этот день по разным причинам пришли на склад.
Несмотря на приманку слэшера, 'Джек-молот' слэшером не является, поскольку все убийства показаны вполне буднично, а зритель, конечно, не станет задавать дурацких вопросов относительно мотивов, ведь преступления, совершённые наркоманами, отнюдь не редкость в любой стране. Нестандартное орудие убийства - отбойный молоток - пожалуй, единственное, что роднит 'Джека-молота' со слэшерами. То, что фильм не пользуется любовью среди хоррорманов вполне понятно, так как это не хоррор. В то же время это единственный фильм режиссёра из просмотренных, который не производит впечатление любительского.
Мой преподаватель по истории искусства художник-пейзажист В. В. Барыбин когда-то сказал, что если художник нарисовал одну хорошую картину, то, значит, он уже не зря занимался искусством. 'Джек-молот', пожалуй, и есть такой единственный фильм режиссёра, имеющий реалистичное действие, актуальный сюжет и вносящий безусловный вклад в антинаркотическую пропаганду. Очень жаль, что Кастро следом снял очень плохой ужастик 'После смерти', да и в дальнейшем отличался лишь низким качеством своих работ.
Если вы переносите малобюджетное авангардное кино, то 'Джек-молот' вполне может вам приглянуться. Не ждите от него слишком многого, однако во всей фильмографии Кастро это единственный объективно хороший фильм, показывающий, как медленно, под воздействием наркотиков, человек сходит с ума и превращается в опасного безумца, уже не различающего реальность. Он пугает именно тем, что такое вполне может быть и, к сожалению, иногда происходит.
7 из 10