Джалло на полочкуСнимая свой фильм в эпоху расцвета джалло Альберто Де Мартино пытался поймать сразу двух зайцев: с одной стороны — попасть в накатанную коммерческую колею триллера по-итальянски, с другой — придумать некий новый, необычный ход, чтобы его картина в этой колее не завязла. Если судить по тому, что «Убийца… на телефоне» сегодня редко упоминается в числе самых заметных представителей жанра, подобный фокус, как и в подавляющем большинстве случаев, провернуть не удалось. Лента осталась в памяти любителей джалло как забавный эпизод из «золотой эпохи» — не более. Впрочем, как пример характерного для жанра «закручивания» интриги до степени абсурда — тоже.
Актриса Элеанора Лорэн возвращается из Англии в родной Брюгге. Внезапно в порту она встречает человека, чье лицо ассоциируется у нее с чем-то страшным из прошлого, и теряет сознание. Очнувшись, женщина не помнит ничего из того, что происходило последние пять лет, и с ужасом узнает, что ее любимого мужа Питера нет в живых, а замужем она совсем за другим человеком. Пытаясь обрести свою память, Элеанора начинает отматывать назад дни и годы, встречаясь со все новыми и новыми людьми. Но кто-то все время идет за ней по пятам, и этот кто-то явно хочет ее смерти.
Идея с расследованием убийства, совершенного много лет назад, которое ведет человек, потерявший память — не то, чтобы оригинальна. Но Де Мартино попытался придать ей колорит за счет того, что его героиня не стремится раскрыть преступление — она просто ищет свою память и пытается избежать смерти, которая грозит ей по неизвестным причинам. При этом личность убийцы авторами не скрывается: брутальный серб Ранко в исполнении Тедди Саваласа действительно по пятам преследует несчастную, наплевав на свою очередную миссию по устранению некоего политического лидера. Но зачем и почему наемный убийца преследует актрису — останется тайной до самого финала.
Естественно, джалло не было бы джалло, если бы не нанизывало друг на друга цепочку трупов. От того, что в «Убийце… на телефоне» зритель знает, кто виноват в появлении очередного мертвеца, меняется не так уж много. К тому же от сакраментального «перчатки — горло — нож» Де Мартино не отказывается. И беззащитная женская шея неизбежно встретится с острым лезвием, сохраняя детективную интригу. Пусть известно «кто», но неизвестно «почему». И пока это самое «почему» раскроется перед Элеанорой, клубок успеет запутаться до самой невероятной степени.
Другое дело, что степень абсурдности и натянутости интриги в какой-то момент начнет превалировать настолько, что разгадывание кроссворда перестает представлять какой-либо интерес. Проще в ответы сразу заглянуть, чтобы узнать истинного виновника преступления пятилетней давности и причину странной амнезии главной героини. Собственно, и авторы фильма настолько запутались в своих построениях, что тоже предпочли не разматывать завязавшийся мертвым узлом сюжет, а разрубить его в традициях американского триллера. С одиноким домом на отшибе, бродящим в темноте убийцей с огромным ножом, и жертвой, бестолково бегающей по темным комнатам. В этой суматохе оказывается уже не до разгадывания загадок, которые Де Мартино с компанией тщательно загадывали весь фильм. И тайна смерти Питера раскрывается походя. Так, словно и не она была главной движущей силой интриги.
Подобная небрежность с развязкой явно не способствовала популярности фильма. Как и выбор на главную роль Энн Хейвуд, которая сыграла Элеанору с такой холодной отстраненностью, что напрочь отсекла возможность сопереживать своей героине. Скорее уж симпатию вызывает тщетно пытающийся ее убить Ранко — до чего уж мужику не везет стараниями сценаристов! Впрочем, поместить «Убийцу… на телефоне» в коллекцию джалло фанатам не должно помешать ничего. «Перчатки — горло — нож» в наличии? Так чего еще желать!