Азбука бесстрашияЗная, сколь нечасты на Кинопоиске рецензии на фильмы соцстран, побывавшие в советском кинопрокате плюс-минус полвека назад (а то и вовсе туда не попавшие), сделаю ещё один маленький шажок в сторону исправления этого упущения.
Побудило меня к нему недавнее знакомство с «Азбукой страха», снятой в Югославии в 1961-м и демонстрировавшейся в СССР годом позже (автор данной рецензии видеть тогда её не мог, поскольку ещё пешком под стол ходил). Всегда полагал, что в жанре шпионского триллера на просторах победившего социализма более всего преуспели кинематографисты Венгрии, ГДР, ЧССР, ПНР. Что же касается СФРЮ — Социалистической Федеративной Республики Югославии (для тех, у кого короткая память: так называлось тогда государство, на территории которого ныне располагаются шесть независимых республик плюс полупризнанное Косово), то там умели снимать лихие военные боевики, где было досыта стрельбы и горы фашистских трупов, что не могло нам не нравиться. Особенно помню «По следу Тигра» и «Вальтер защищает Сараево», которые неоднократно смотрел в школьном детстве.
Теперь осознаю, что югославским товарищам по плечу было и другое кино, более, я бы сказал, тонкое. «Азбука страха» — это шпионский триллер. Формально, военно-шпионский, ибо действие происходит в Хорватии в 1943 году. Но при этом война, её ужасы — не в кадре. Жертвы страшной бойни — разве что лишь на фото, запечатлевшем сцену жестокой экзекуции, коим хвастается один из нацистских пособников, либо упомянуты мимоходом при разговоре о сожжённых за одну ночь в ходе карательной операции 50 сёлах. «Азбука страха» — это фильм неожиданно камерный, едва ли не всё действие которого заключено в стены одной квартиры, хозяин которой — руководитель Национального Банка — одновременно и сотрудник хорватской тайной полиции, причём немалого уровня, ибо располагает конфиденциальной информацией о сети секретных агентов, провокаторов и осведомителей, действующих против антифашистского подполья. Список их имён спрятан в неком тайнике в упомянутой квартире. И, чтобы завладеть им, патриоты внедряют в семью банкира своего человека — студентку Веру (запоминающаяся роль Весны Боянич) в качестве домашней прислуги. По «легенде» образованная, современная, довольно раскованная (например, она курит) городская девушка должна предстать перед хозяевами в роли недалёкой, неграмотной и к тому же набожной крестьянки, которую трудно заподозрить в чём-то предосудительном.
Но тут-то и главная опасность: ведь так легко забыть, что ты «не умеешь» читать, или кто-то может обратить внимание, что ручки твои чересчур нежны для простолюдинки, да, в конце концов, просто попадёшься на глаза человеку, встречавшему тебя в «прежней» жизни и теперь диву дающемуся, до чего же бывают на свете похожие лица…
В общем, саспенс создатели фильма поддерживают умело. Не без опоры на опыт великих. Трудно не вспомнить здесь знаменитую хичкоковскую «Дурную славу», где героиня тоже вынуждена играть чужую роль, оказавшись среди нацистов. Ещё манера, в которой снята «Азбука страха», чем-то слегка напомнила мне военно-шпионские триллеры 40-х годов Фрица Ланга — «Плащ и кинжал», «Палачи тоже умирают», «Охота на человека».
Очень достоверно передана атмосфера в Хорватии тех лет- засилье местных фашистов-усташей, разгул антисемитизма, страх населения перед тотальной слежкой и террором и, в то же время, полное непонимание происходящих событий и отсутствие какой-либо внятной позиции ("читаешь наши газеты — видишь, что правы мы, читаешь их газеты — оказывается, правы они»). И всё это преподносится не назидательно, а, так сказать, скупыми мазками то тут то там по ходу фильма.
В общем, достойная работа режиссёра Фадила Хаджича сотоварищи и около ста незабываемых минут просмотра.
P.S. Автор рецензии — человек некурящий, можно даже сказать, убеждённый противник сей пагубной привычки, но героине Весны Боянич, вынужденной в интересах дела день за днём обходиться без привычного ей табака и мучительно терпеть данное обстоятельство (может, ещё и потому в глазах её порой возникает такая тоска?), он искренне посочувствовал.
7 из 10