Экспериментальная экранизация новеллы ГрассаОдин из первых проектов «Попечительского совета молодёжного кино», основанного после Оберхаузенского манифеста, фильм одного из подписантов, по второй новелле Данцигской трилогии Гюнтера Грасса. Повзрослевший Пиленц возвращается в детство через поездку в город воспоминаний и присутствует при нырянии детей (и временами кукол) с ржавой подлодки в бухте. Один из них – эрудированный на счёт военных кораблей «Великий Мальке» (его роль исполняют двое сыновей будущего канцлера Вилли Брандта) – достаёт Железный крест, а вскоре сам получает такой на войне. Лёгкий, джазовый, экспериментальный фильм об утекании времени после войны, совсем не такой помпезный, как экранизация первой части трилогии Грасса – «Жестяной барабан» Шлёндорфа, – хотя невольно выстраивается с ним в один ряд. Поланд – из тех, кто снимал короткометражки на французский манер ещё до манифеста («Тень»), потом будет снимать Эдгара Фрёзе из Tangerine Dream, создаст краут-комедию «Почему НЛО воруют наш салат?» со звездой послевоенного кино Хильдегард Кнеф, сменит имя на Джейсон и скончается во время фестиваля в Каннах – судьба, тесно переплетённая нутряными нитями немецкого кино.
8 из 10