Шедевр Ахтернбуша уступает 'Призраку'Антивоенный (и антирелигиозный) опус «универсального дилетанта» Ахтернбуша. Поначалу смотрится как нечто небывалое, но потом взаимосвязи проявляются, и строение баварского эксцентрика оживает. И хотя комедия на тему войны – сомнительное предприятие, режиссёр с ним справляется за счёт карикатурности главного героя (в исполнении автора) и других персонажей, не выдерживающих ответственности. Бавария Ахтернбуша наполнена инцестом и беспорядочными связями, но в кожаной сумочке с розой хранится книга о холокосте. «У нас нет больше ни комми, ни наци, есть только деньги – слишком много или недостаточно. Скучно? Это несправедливо!» говорит героиня, и даже топорная драка тортами представляется символичной. Немецкое чувство юмора специфичное, вспоминаю комиков Лориота и Диди, фильмы Фляйшмана и постановки Бокмайера, но это капля в море драм. Ахтернбуш кажется легкомысленнее, его небрежные шутки более дикие, но он и действует в одиночку, как провозглашали его ранние герои – «у нас нет шансов, так создадим же их!» (и переплывали Атлантический океан). Моменты чистого кино, ради которых это стоило снимать, здесь за счёт музыки.
7 из 10