Выпустив один из своих самых известных фильмов «Глаза без лица» («Les yeux sans visage»), режиссёр Жорж Франжю вновь продолжил исследовать тёмную сторону человеческой души, копаясь в нелицеприятных поступках ради некой важной цели. Всё начинается с естественной смерти зажиточного графа, который укрылся в потайной комнате замка, из-за чего приехавшие наследники за обещанным лакомым кусочком оказались в бюрократическом плену. Не имея на руках тело, они не в силах получить по закону долю ближайшие пять лет, поэтому решаются открыть развлекательное представление в старинной родовой обители, дабы оплачивать внушительные счета по содержанию жилья. Усугубляет положение череда несчастий, уменьшающая количество гостей, тем самым сужая круг будущих обладателей доли и навевая подозрения о чьём-то злом умысле.
Крепко зарядив сюжетную пружину, история быстро берёт зрителя в оборот, предвещая по-настоящему любопытный детектив. Происходящие события ловко действуют в жанре, сплетая ряд важных характерных атрибутов из просторного каменного замка, окутанного фатальным наследием прошлых поколений, где заперта группа заинтересованных лиц, негласно противоборствующая друг с другом из-за конкуренции дольщиков. Благодаря этому первостепенная тайна отлично интригует возможным путём развития, ведь тут удаётся предположить несколько вариантов с вполне логически внятным наличием в сценарии. Во-первых, это могут быть мистические нотки сверхъестественного триллера о не упокоённой душе графа, навечно оставшейся мстительным фантомом своим родичам-стервятникам, прозябающих от аристократичной лени, что не заслужили скорого обогащения. Благо готический антураж загородной постройки лишь способствует подобному. Во-вторых, имеет место запутанный чисто рациональный детектив, предполагающий уйму разбросанных путеводных ниточек, ведущих к таинственному расчётливому убийце. Автор здорово заигрывает с подозрениями среди наследников и даже второстепенных угрюмых лиц работников замка, не позволяя зрительскому мозгу отдыхать, всё время, обращаясь к нашим дедуктивным предположениям, заветно раньше времени выявить верную цепочку мотивов, обличив злодея. Но не тут-то было. Ложные обманки умело расставлены по местам, усложняя задачу вплоть до самого-самого апогея. А ведь это огромный плюс для любой жанровой картины, суметь выдержать интригу, обманув зрительские ожидания. Кстати, в-третьих, а что если граф всё ещё жив?..
Впрочем, несколько разочаровывает разобщённая атмосфера ленты, часто переходящая в весёленькую историю о сладкой парочке из персонажа ещё молодого Жан-Луи Трентиньяна и его взбалмошной подруги-красотки, которые мило воркуют, сорятся да мирятся на фоне вполне зловещих эпизодов. Такой контраст дисгармонирует меж собой, как и несколько поверхностно выписанные ключевые действующие лица — предполагаемые убийцы, сводясь к образам, кои размыто представлены пред зрителем общими штрихами. Однако есть предположение, что подобное наличествует нарочно, дабы не выписывать откровенно положительных или отрицательных героев, когда ни в одном из «десяти негритят» нельзя быть уверенным в его непогрешимости или ярко выраженном характере, готовом устранять конкурентов.
В целом, выдалась достаточно увлекательная жанровая кинозагадка с хорошо выдержанной интригой и в достойных декорациях, позволяющая получить удовольствие от просмотра, позабавив себя ролью детектива, ломающего голову в поиске обязательного убийцы, прячущегося в тени.
7 из 10