Об этой картине, как о произведении кинематографического искусства, определяемом как «исторический документальный фильм», я могу сказать, что она достаточна объективна (по крайней мере, я не заметила в ней какого-либо идеологического уклона), информативна (весь фильм построен на кинохрониках тех времен), доступно построена сюжетная линия, по хронологическому принципу – от прихода к власти национал-социалистической партии в Германии и до «краха нацизма». Фильм понравится интересующемуся историей зрителю. Что же касается меня, студента, обучающегося на историческом факультете и человека, который на подобного рода произведения должен смотреть как на материал, как на источник, то могу сказать, что лента не открыла для меня ничего нового по своей исторической компоненте. Да, события о которых рассказывается в фильме, имели место быть, но новой информации я не подчеркнула, лишь подтверждение уже имеющихся знаний.
Однако. Этот фильм натолкнул меня размышления. Он начался с фразы Мартина Лемолера: «Сначала они пришли за евреями, но я ничего не сказал, потому что я не еврей. Потом они пришли за коммунистами, но я снова ничего не сказал, потому что я не коммунист. Потом они пришли за католиками, профсоюзными деятелями, за всеми, кто был против. И снова я не протестовал, потому что не был одним из них. Наконец они пришли за мной, и тогда рядом не оставалось никого, кто мог бы встать на мою защиту». Я увидела в ней суть таких «успехов» тайной полиции и политики нацистской партии в целом. Исторические кинохроники, разного рода литература исторического характера рассказывают нам о той жестокости и беспринципности, какую использовали люди, подчиняющиеся машине под названием «нацистская идеология». Германский народ как никто другой знал какой хаос принесла деятельность национал-социалистической партии во главе с А. Гитлером. Нельзя было не обратить внимание на политику против евреев, коммунистов и т.д. Встает, пожалуй, закономерный вопрос: если знали, почему ничего не сделали, не помогли своим согражданам, соседям, знакомым. Это человеческий фактор. Все боятся за себя, за свою жизнь, за свою судьбу. Вот именно исходя из таких человеческих позиций и происходят такие последствия, какие мы сейчас можем видеть из данных о потерях за период с 1930-х по 1950-е гг. Это уроки, которые человечество, как малограмотный школьник, никак не может усвоить.
7 из 10