Ад - это другиеВерхувен рос во время Второй мировой. И тема наказания нацистов после войны нашла в его творчестве причудливую маленькую форму телевизионного фильма. Скромный бюджет и неказистые постановочные возможности. Тогда он завершал свою работу в Европе и готовился к новым вызовам. А тут такой парадокс.
Несколько взрослых людей поклялись в годы войны отомстить за друга. И вот, прошло 30 лет и появилась возможность. Но так получается, что многие стали отказываться. И зрителю предлагается подумать в чем дело?
Может все дело в мести, которая чужда европейцам? Или может они стали во много крат гуманнее? Толерантность и уважение к кровавому преступнику?
А может быть все дело в потребительском конформизме, который завладел этими скромными людьми?
Однако, мне показалось, что Верхувен закрутил еще мощнее. Тогда, в 40-х, будучи в Сопротивлении, эти люди представляли элиту своей страны, защищали ее интересы... А кем они стали теперь?
Нужно отдать должное мастеру. Он нам подарит еще и столь неожиданный в своей противоречивости финал, что ленту сложно будет позабыть. Есть большая доля несправедливости в том, что эта картина будто вычеркнута из справочников кино.
Верхувену нужно отдать должное и за выбор стилистики. Снимая современную психологическую драму об отношении тогдашней Европы к нацизму он использует эстетику вестерна... А внимательный зритель без труда сможет заметить свастику на одном из зданий, которую странным образом не замечают главные персонажи...
7 из 10