Если бы «Облачный атлас» был хоррором для бедныхДебют и пока что единственный фильм Кристофера Батлера – это попытка рассмотреть тему реинкарнации в негативном ключе. Вспомним же «Облачный атлас» Тома Тыквера и сестёр Вачовски. Экранизация романа Дэвида Митчелла в 2012 году стала феноменальным кинематографическим исследованием так называемого «путешествия души» сквозь время и пространство из одного тела в другое. Плевать на бюджеты и пиар-кампании, плевать на именитых актёров и режиссёров: на мой взгляд, это произведение изначально было обречено на успех потому, что его создатели очень дельно поработали над концепцией сценария и постановки. Но даже не это главное. В первую очередь, «Облачный атлас» - серьёзное развлекательное кино, к созданию которого приступали люди, заранее подготовленные к подобному масштабу реализации.
В случае с «Эффектом Скопии» всё наоборот: замах – нехилый, исполнение – паршивое. Сказывается неопытность режиссёра и сценариста, откровенно возомнившего себя новым то ли Стэнли Кубриком, то ли Терренсом Маликом, то ли одним из Вачовски. Увы, не Вачовски, не Малик и не Кубрик, а обычный Батлер взвалил на свои плечи непосильную ношу, которая предназначена для профессионалов и противопоказана дебютантам (если только дебютанты – не гении от природы).
Процентов семьдесят фильма – уныло-истеричное жизнеописание неинтересной героини, день за днём сходящей с ума. Правда, в какой-то момент у бедняжки как-то слишком резко «съезжает крыша» и уже не думает жать на тормоза аж до самого финала. Следующие процентов двадцать – флэшбеки её прошлых жизней, в которых девушка, находясь почему-то преимущественно в телах мужчин, мучается похлеще узников концлагерей, подвергаясь всяческим жестокостям совершенно бессмысленного характера. Также у несчастной Баши (что за имя такое) была мать и с ней связан отдельный кровавый случай, да и вообще тут всё какое-то кровавое, ненормальное и крайне специфическое. Оставшиеся десять процентов уделены финалу, где Батлер отчаянно пытается доказать с помощью безумного видеоряда, что достоин находиться на одной полке с вышеназванными гениальными режиссёрами.
Учитывая, что примерно до середины сеанса зрителю мало что представляется понятным, а потом вдруг дико одолевает желание позвонить в психушку, «Эффект Сопии» вряд ли можно назвать хоррором для широкой аудитории. Скорее это очередная арт-хаусная подделка на очень большого любителя. И ещё кое-что. Мне тут стало весьма интересно, существует ли некая таинственная корпорация, похищающая девушек (иногда из модельных агентств, иногда – из забегаловок) для чудовищных опытов в подобном кино? Почему, если углубиться в мир третьесортных ужастиков, обязательно натыкаешься на целый ворох актрис, которым нужно бесконечно орать, страдать и плакать в кадре, явно не имея шанса впоследствии получить большой гонорар? Что же это – голый энтузиазм отчаявшихся студенток театральных институтов или мировой заговор против женщин с целью их порабощения за счёт жестокой и беспощадной индустрии хоррора? История временно умалчивает.
К сожалению, «Эффект Скопии» - не более, чем опровержение пословицы: «Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом». Я бы исправил её дополнением: «Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом, но ещё хуже, если солдат отказывается побыть солдатом, претендуя с первых дней на генеральское звание». Нет никаких сомнений: любому режиссёру стоит начинать карьеру с того, чтобы научиться отдавать себе отчёт, на что ты на самом деле способен и с чем совершенно точно можешь справиться. Иначе есть шанс повторить судьбу Кристофера Батлера, который попытался смешать в одну кучу чистый хоррор и жалкое подобие философской притчи, но в итоге получил неудобоваримую, бездушную конструкцию зла. Не надо так, Крис. Не надо.
3 из 10