Грёзы VS РеальностьРешила послушаться рекомендаций и изучить топ «самых неуютных романтических фильмов». Десятым в списке и первым по порядку чтения стоял «Герцог Бургундии» Питера Стриклэнда. Я впервые встретила имя этого режиссёра и ничего не ждала от его работы, поэтому, сохранила свежесть восприятия и получила немало удовольствия. В моём воображении название фильма намекало на тайны французских замков и обещало сюжет вроде того, что был в «Клубе Дюма». Очень хорошо, что я ошиблась. Я вообще считаю, что название — одна из удавшихся уловок режиссёра. Потому что несоответствие его и происходящего на экране сразу активирует зрительский интерес и держит в напряжении. Правда, даже посмотрев все до конца, я не расколола этот орешек (но где-то же должна была быть зацепка!). Да, в фильме есть рамы с сотнями пронзенных бабочек (и Герцог Бургундии может быть среди них), да, от всего и всех веет аристократической утонченностью… а может и действие разворачивается в Бургундии (там, где она когда-то располагалась)… Но, про тех же медведок сказано гораздо больше. Т. е. почему именно «Герцог Бурундии», а не любая другая букашка — я не поняла.
С другой стороны, без энтомологического бэкграунда лента потеряла бы в привлекательности… Я считываю отсылки к «Коллекционеру», к «Молчанию ягнят», к бреду душевнобольных, у которых насекомые — это галлюцинаторные воплощения психозов. Психо… Психея… Душа… Тоже нередко изображается лёгкой бабочкой. Возможно, дело в том, что всё «на поверхности», и насекомые здесь действительно символизируют души людей. Их так много, они кажутся похожими, но присмотревшись ближе, видишь отличия в оттенках, в узоре и форме крыльев. Некоторые из экземпляров носились вдоль дорог и собирали нектар в пыли, но некоторые — это редкие барочные уникумы из таинственных непролазных чащ)). Наши фантазии тоже — бабочки, которых мы хотим поймать, убить и иголочкой приколоть к пробковой доске. Такие хрупкие и беззащитные перед реальностью. Каждая новая игра наших героинь — такая же бабочка, красивая, но обреченная. Синтия острее ощущает этот надлом, в то время как страстная Эвелин упивается своими грёзами. У женщин примерно один возраст, но если Синтия — это уравновешенная и зрелая личность (по крайней мере до того, как её довели до нервного срыва), то ее подруга — большой ребёнок, который с трудом сдерживает свои порывы и деспотично командует «взрослыми» вокруг. И эта драма столкновения сказки с реальностью разворачивается прямо перед нашими глазами в изумительных, «живых», декорациях старинного особняка.
Отдельное спасибо за работу звукорежиссёра и оператора. Музыка в фильме приятная, обволакивающая, звуки — любые — тоже подаются как музыка. Мне нравится, что нет шероховатостей и резких переходов, что ненавязчивый вокал легко прерывается сочной, шуршащей и стучащей каблуками тишиной. Мне нравится визуальный ряд, внимание к деталям, особенно к фактуре тканей и одежды. И то, как в сцене с массажем ног, получилось передать звук прикосновения пальцев к капрону… И то, как шелестит и щебечет сад за стенами особняка. И то, как скрипят двери, как шуршат юбки… Умеренный фетишизм — удачное дополнение к любому фильму. Я всегда радуюсь, когда художник создает иллюзию, что мир, им созданный, ещё более материален, чем мой…
Любителям гиперреальных экшенов лента скорее всего покажется затянутой и бессюжетной. У героев нет никакой внешней мотивации. Никто не нападает, никого не надо спасать, нет сокровища или монстров, нет убийства, нет расследования. Вернее, всё есть — но происходит в головах и сердцах героинь. Одно из отличий так называемого «артхаусного» кино от коммерческого — это отказ от лежащих на поверхности сюжетных ходов. Нам мало что говорят напрямую, но тем больше мы можем прочитать «между строк». Игра Сидсе Бабетт Кнудсен и Кьяры Д’Анны идеально ложится в эту концепцию: тонкая, глубокая, психологичная. Еще хотелось бы отметить эпизод, в котором прекрасная замерщица (Фатма Мохамад) очаровывает Эвелин — это настоящий танец бабочек. Руки крылья у одной, и глаза — у другой.
Концовка фильма оставляет открытым вопрос: смогут ли примириться явь и фантазия и кто кого подчинит (или любовь все смягчит и уравновесит?). Увы, в жизни, строя отношения, мы часто так и не находим ответа на этот вопрос…