Старый Дуглас и голый рейнджерБезусловно, новая лента французского режиссера-новичка Жана-Батиста Леонетти обязательно войдет в мой личный топ-10 самых недооцененных лент этого года. На первый взгляд, это кажется чем-то очень странным, ведь все творческие составляющие фильма хоть и не придавали душе детского восторга, но и мыслей о таком грандиозном провале все же не вызывали (в мировом прокате лента, вышедшая в прошлом сентябре, собрала позорные 45 тысяч долларов). Основные претензии западных зрителей и критиков были до смеха однообразны: вязкое сюжетное повествование, неубедительные герои, тотальная скука из-за отсутствия хоть какой-то динамики, Майкл Дуглас постарел и пропил свой талант и дальше по списку. И самое интересное — все это действительно применительно к картине. Но только вместо того, чтобы отругать ее за такие промахи, мне, наоборот, хотелось все это записать ей в достоинства, потому что «Игра на выживание», при всех своих огрехах, бесспорно, выделяется на фоне проходных блокбастеров последнего десятилетия.
Молодой парень Бен переживает от расставания со своей подружкой, уехавшей учиться в колледж, работает спасателем в городишке где-то на краю штата Невада и подрабатывает лесничим, устраивая развлекательные сафари для богатеев, желающих потратить пачку купюр за охоту на кабанов, оленей и горных яков. В один прекрасный день его клиентом становится напыщенный престарелый кутила из солнечного Лос-Анджлесса Мэдок, который в обход лицензии хочет пострелять в дикую живность. Во время охоты бизнесмен случайно убивает местного сумасшедшего, любящего скитаться по горам пустыни Мохаве, и предлагает Бену пойти на сделку с совестью — спрятать труп и благополучно обо всем забыть. Паренек решает поиграть в благородство и пытается сдать гражданина копам, чем вызывает у того бурную истеричную реакцию. Мэдок раздевает Бена догола и пускает гулять по пустыне, пока тот не умрет от обезвоживания. Сафари на слишком честного «полицейского» можно считать открытым.
С первых же кадров сюжетной завязки, когда главный герой в одних плавках начинает бегать по пустыне от заряженного по кодексу мертвой головы охотника, «Игра на выживание» дико напоминает оригинального «Попутчика» с Рудгером Хауэром. Здесь в воздухе витает такое напряженное ожидание, что в какой-то момент зритель, наблюдая за охотой на беззащитную жертву, начинает больше симпатизировать преследователю. Жестокий богатей, сидя в удобном кожаном кресле, попивает мартини, общается с партнерами по бизнесу и хладнокровно не дает парнишке ни секунды перерыва, то отнимая у него найденные сапоги, то подгоняя его шашками динамита. Дуглас, еще в восьмидесятые поднаторевший в воплощении образов настоящих плохих парней на экране, здесь выглядит все также убедительно и инфернально, вытягивая на себе две трети всего повествования.
Получилось у Леонетти и создать атмосферу тотальной безнадеги. Буквально до последних сцен зрителю кажется, что у наивного рейнджера нет никакого шанса перед карающей дланью человека настолько богатого, что какие-либо гражданские и человеческие законы для него являются просто фикцией, не нужной погремушкой, которая не может остановить его от желания охотиться на себе подобного. «Игра на выживание» производит впечатление действительно взрослого кино, которое старается показать всю подлость и низость человеческой натуры.
Но все концептуальное волшебство ленты рассыпается прямо на глазах во второй половине действия. Начинает казаться, что создатели просто устают с каждой минутой. Чем ближе к финалу, тем больше в ленте появляется сцен, которые по своей непроходимой глупости могут удивить даже бывалого фаната боевиков из девяностых. Главные герои каким-то невообразимым образом вдруг теряют и так не слишком оправданную мотивацию, сценарные твисты переходят в разряд банальных оправданий, а атмосфера погони хищника за своей глупой жертвой начинает переходить в формат шизофренического «Я все равно тебя убью! Я же богатей-беспредельщик!». Майклу Дугласу становится откровенно скучно выдавливать из себя убедительную игру, а обладатель пальмовой ветви Джереми Ирвин вообще превращается в грязного замарашку, нелепо прячущегося от преследователя и делающего испуганные глаза навыкате.
«Игру на выживание» стоит смотреть первый час, а затем стремительно покидать зрительный зал. Тогда фильм сохранится у вас в памяти как что-то атмосферное и необычное, что-то, действительно не похожее на кисейные блокбастеры последних лет, заполнившие большие экраны подобно какой-то антикультурной чуме. Если же вы рискнете остаться в кинотеатре подольше, вас ждет непреодолимое разочарование. Так сдуться в конце могут себе позволить только именитые режиссеры. Лаонетти же пока что такого права, к сожалению, не заслужил.
4 из 10