Альмодовар и его ЖенщиныПремьера новой ленты самого известного в мире испанского режиссера, Педро Альмодовара, прошла в этом году на Каннском кинофестивале, любимчиком которого он является. Именно здесь он получал призы и за режиссуру в 1999 году ("Все о моей матери»), и за лучший сценарий в 2006-м ("Возвращение»).
«Джульетта», как всегда у Альмодовара посвящена женщинам, которых титулованный испанец обожает. В этот раз он исследует тему вины, преследующей, по его мнению, женщин всю их сознательную жизнь.
Основанный на трех рассказах Нобелевского и Букеровского лауреата, канадской писательницы Элис Манро, фильм последовательно (и очень неспешно) повествует о жизни Джульетты (в оригинале — Хульетта, измененная в целях большей благозвучности нашим прокатчиком). В начале она совсем юная учительница, ищущая свой путь в жизни. Случайный попутчик в поезде, покончивший с собой, гибель мужа, ушедшего после ссоры порыбачить в шторм, уход дочери в секту — все эти события будут мучить героиню на протяжении ее жизни, а само чувство вины и депрессия в какой-то момент в одночасье состарят Джульетту.
Сцена превращения героини из молодой в стареющую женщину, вынесенная на постер, возможно, самая сильная во всем фильме. К сожалению, таких сцен в фильме не много. Удивительно, но режиссер, известный как один из самых ярких и фонтанирующих безумными сюжетами (вспомнить хотя бы «Поговори с ней» или «Кожу, в которой я живу») и цветовыми решениями своих картин, снял один самых пресных и скучных фильмов этого года. Ход событий фильма столь нетороплив, что в какой-то момент способен даже усыпить современного зрителя. Происходящие на экране события ложатся ровно и монотонно, как строки в дневнике Джульетты.
В отличие от своих предыдущих лент, которые Альмодовар с легкой руки населял трансвеститами, проститутками, фриками, в новом фильме ничего подобного нет и в помине. Как нет там и неожиданных поворотов сюжета и экстремальных ситуаций, в которых бы оказывались герои. Увы, но убрав свои фирменные странности, режиссер так и не придумал, чем их заменить. В итоге в фильме нет почти ничего. Все полтора часа терпеливому зрителю только и приходится ждать, что вот-вот, сейчас что-то начнется. Но ничего так не начинается до самых финальных титров.
Из плюсов картины можно отметить фирменные альмодоваровские цвета — декорации ленты ласкают взгляд зрителя, как и красота актрис, играющих Джульетту в разные периоды ее жизни. Адриана Угарте и Эмма Суарес так похожи, что в какой-то момент даже кажется, что это чудеса грима позволяют одной и той же актрисе сыграть на экране несколько десятилетий жизни главной героини.
К сожалению, на этом плюсы фильма заканчиваются. Как, возможно, к своему закату клонится и карьера испанского режиссера. Уже по его предыдущей ленте, вышедшей три года назад комедии «Я очень возбужден», было ясно, что Альмодовар находится в кризисе. Отсутствие внятного, интересного сюжета бросалось в глаза тогда, невооруженным взглядом видно оно и сейчас.
И пусть кто-то хвалит его новый фильм, говоря, что режиссер повзрослел, набрался мудрости и теперь может серьезно говорить о серьезных вещах. И потому в «Джульетте» ему просто больше не нужны фирменные экстремальные детали историй и безумные герои, сделавшие его известным на весь мир.
Да, «Джульетта» серьезна. Но она так же и скучна, и напрочь лишена какой-либо энергии и вдохновения. Это фильм стареющего режиссера, и, к сожалению, не в плане опыта и знаний. В нем (фильме) как будто едва теплится жизнь.
Будем надеяться, что из своей творческой депрессии испанец рано или поздно выйдет. И мы еще увидим его новые, сочные и яркие картины с сумасшедшими героями, живущими в безумном, безумном, безумном мире Педро Альмодовара.
6 из 10