Красный — цвет прекрасныйНе секрет, что нового фильма Альмодовара ждали, и ждали давно. После довольно проходных «Любовников пассажиров» (которых в нашем прокате почему-то обозвали «Я очень возбужден») казалось мэтра ждет медленное и мучительное угасание, самоповторы, призы за выслугу лет и вообще роль свадебного генерала на фестивалях.
Но нет. Испанская кровь — это горячий коктейль из солнца, вина и женщины. И новый фильм Альмодовара — это триумфальный камбэк.
Альмодовар решил вернуться в мир женщин, ту вселенную, где ему всегда было комфортно. Режиссер выбрал для экранизации новеллы писательницы-канадки Манро, объеденил их в одну историю — историю поиска. Уже взрослая героиня узнает, что ее сбежавшая дочь жива. Начинается раскручиваться клубок тайн, интриг, воспоминаний.
Альмодовар здесь использует очень крупную и немногочисленную символику, уже не затушевывая ее экспрессивностью антуража и эксцентричностью персонажей как ранее.
Скульптура — как ребенок в женских руках (создание человека, женщина как демиург), как вылепленность — себя, воспоминаний, мужчин.
Поезд — символ путешествия, дороги, пути к себе и от себя. И, что наболее важно для Альмодовара, — это встречи, нежданные, негаданные, это та дверь в случайность, в судьбу, которую может открыть каждый и которая распахивается перед Джульеттой.
Ключевая роль, конечно, у цвета, и главная роль у красного. Он вынесен на постер, с него начинается первая сцена, он в разных вариациях будет так или иначе присутствовать в кадре. Жизнь, кровь, смерть, рождение — перечислять значения цвета можно бесконечно, но у Альмодовара это, скорее, цвет женского начала, Женщины как таковой. Он поддерживает ее, спасает, дает власть и отнимает ее. Помогает и может уничтожить.
Синий и желтый — цвета неба и моря, песка и солнца.
Белый — цвет изоляции, пустоты.
Алоьмодовар не стесняясь заполняет весь экран яркими, жирными мазками цвета. Отсюда такой минимум диалогов, минимум объяснений. Зритель должен почувствовать эту картину, впустить в себя ее. Не зря сам режиссер говорит, что лучше всего смотреть картину дважды и только на большом экране, потому что когда уже не нужно следить за сюжетом, вдруг видишь всю мощь и красоту линий, переливов, начинаешь чувствовать эмоцию, то, что стоит за полудетективной интригой, за поисками, встречами. Вдруг захватывает дыхание и слышишь шум прибоя, крики чаек, слепит глаза от песка… возвращаешься в прошлое и кажется, все можно понять, все еще можно успеть.
10 из 10