Секс, насилие, Верхуве-н-ролл.Мишель Леблан, главная героиня нового (и такого долгожданного) фильма Пауля Верхувена, - деловая, собранная женщина, владеющая компанией, создающей видеоигры. Леблан, кажется, может находиться в сотне мест сразу: на работе расставить все по местам (в том числе и подчиненных), навестить мать, которой палец в рот не клади, дай сделать очередную подтяжку и выскочить замуж за молодого альфонса, помочь сыну-оболтусу в поисках новой квартиры, для него и его сумасшедшей беременной подружки, заглянуть к новой пассии бывшего мужа, дабы лично увериться в ее молодости и привлекательности, откреститься от встречи с отцом-маньяком, а также успеть на встречу с любовником, который по совместительству является еще и мужем лучше подруги. Леблан неплохо справляется с окружающим ее безумием, и все бы ничего, да вот только однажды к ней в дом вламывается посторонний и при свете дня насилует, попутно избивая. Женщина, по причинам событий дней минувших, в полицию не сообщает, лишь меняет в доме замки, запасается знатным топориком и перцовым баллончиком, параллельно устраняя синяки косметическими средствами.
Верхувен после долгого перерыва возвращается в мир кино по-королевски - вальяжно вышагивая и ехидно улыбаясь. Режиссеру не привыкать работать с провокационным материалом (вспомним нашумевший «Основной инстинкт»). «Она» - это жгучий коктейль из разного рода дикостей, ненормальностей и прочих прекрасных вещей, на которые так спешат все любители верхувенского творчества. В его новой картине, кажется, нет места смущению. За весь фильм глаза у зрителя ни раз округлятся до размеров императорской монеты. Но целью Верхувена не стоит разъяснение, как надо и не надо жить – да живи как хочешь! Он дает зрителю самому решать, как воспринимать все те вещи, что происходят с героиней и ее окружением на экране, избегая морализаторства. Он, словно, наблюдает со стороны все самые пикантные и актуальные сегодня проблемы (не без юмора, конечно).
У Верхувена даже тема сексуального насилия, которая так пугает и шокирует каждого более-менее адекватного человека, не приобретает статус «жизнь закончилась так внезапно, а хотелось бы иначе». На изнасиловании как таковом внимание и не акцентируется - Леблан, как бы между делом, за ужином рассказывает друзьям о случившемся, не выбирая выражений. Было и было, что ж поделаешь, идем дальше.
Странностей в жизни героини Верхувена хватает. Например, категорию «сумасшедших маньяков» (если не брать во внимание насильника) в жизни Леблан с лихвой заполняет ненавистный отец – личность в высшей мере таинственная, изолированная от общества на радость людям и самой Мишель. Возможно, из-за того, что Леблан и до изнасилования сталкивалась с аморальными чудовищами, она как-то слишком спокойной воспринимает эту ситуацию. И даже воскрешение насильника в виде смс сообщений не выбивает ее из привычной колеи. Она хладнокровно пытается вычислить мужчину в черном, но без маниакальностей, скорее просто из любопытства («Я ищу обрезанного»).
Парадоксально, но, кажется, что этот самый маньяк и вовсе дом не покидает, расхаживает тихонько и наблюдает за своей жертвой, которая и не жертва вовсе. Его образ – персонифицированное зло, которое, как ни прячься, куда не беги, все равно настигнет. Для Верхувена детективный сюжет лишь формальность. Прохаживаясь по самым известным сегодня нравственным патологиям, он, словно бы, говорит своему зрителю, что, как бы ты ни старался, какими бы средствами не запасался (даже если это прекрасный железный топорик), неизбежно столкнешься с внешней разрушительной силой (и дай бог, чтоб не в черной маске). Вопрос лишь в том, как ты с этим справишься.
«Она» - не тирада о несправедливости жизни, но история о сильной, невозмутимой, но одинокой женщине, которую сыграла удивительная во всех смыслах Изабель Юппер. «Она» - это не просто качественный триллер, со всеми вытекающими развязками, которые, к слову, и не ждешь. «Она» - это тонкое, пронзительное, откровенное донельзя кино, во главе которого такой знакомый, но все еще такой неизвестный Пауль Верхувен.